Больше рецензий

RayOfJoy

Эксперт

Дарящая улыбку

21 мая 2024 г. 16:46

172

3.5

В этой стране, чтобы выжить, все должны были уметь делать все

Пожалуй, всю книгу можно описать конкретно этой цитатой. Каждая глава произведения словно бы имела такую главную мысль: если ты умеешь сам о себе позаботиться, у твоих ног будет лежать весь мир. И я не могу с этим не согласиться, потому что даже в эру интернета и совеременных технологий, забрось тебя в какую-нибудь глушь, справишься ли ты? В большинистве своём, нет. А держа в голове знания о выживании, ты сможешь решить любую проблему, хоть то с пропитанием, а то и с возведением жилья.

Данная книга представляется автором как автобиографическая, о его семье, о времени, когда они выживали в городе Чебачинск (а точнее, Щучинск. Автор просто заменил название города). Город был необыкновенным: так как он находился в Казахстане и считался степным, в него ссылали всех неугодных. Но на деле, кто-то сверху ошибся, потому что город оказался не то, что привлекательным и наполненным природой и прекрасным озером Чебачьим, а ещё и санатории здесь возводились, дабы подправить здоровье прибывших! Но времена были разные. Разные были нужды. В одно время не хватало еды, в другое время нужно было услужить, ведь лишнего сказал при ком-то из "соседей". Спустя какое-то время нужно было решать проблему заселения чеченских беженцев. И прочее, прочее.

Книга, честно, не была для меня чем-то потрясающим, волнительным и интересным.Во-первых, я не поняла окончательного отношения автора к советскому времени и всему происходящему тогда. Он высветлял много разных мнений, показывал с разных сторон. Но больше сложилось впечатление, что он считает это время ужасным и неправильным. Хотя, когда он говорил о своём умершем деде, он приводил такие мысли:

Дед знал два мира. Первый — его молодости и зрелости. Он был устроен просто и понятно: человек работал, соответственно получал за свой труд и мог купить себе жильё, вещь, еду без списков, талонов, карточек, очередей.Этот предметный мир исчез, но дед научился воссоздавать его подобие знанием, изобретательностью и невероятным напряжением сил своих и семьи, потому что законов рождения и жизни вещей и растений не в состоянии изменить никакая революция.

Так я окончательно и не поняла, какое же это время было? Как человек, родившийся через лет так десять после распада СССР, хотела понять, что же думает автор. Но увы, единичного мнения из книги не вынесла.

Так же эта книга мне показалась созданной для сохранения памяти о дедушке автора и рассказе о том, какой он хороший человек.Словно на память для себя, чем для кого-то другого. Да, дедушка был поистине мудр и умён. Единственное, чем я восхищаюсь в этой книге, так это огромным количеством фактов, о которых я не знала вовсе. Книга словно энциклопедия, пособие для выживания в деревне. Я бы взяла её с собой на необитаемый остров, чтобы брать оттуда лайфхаки. Например:

Варить мыло считалось делом простым: щёлочь — NaOH да бросовый животный жир. Мыло, правда, получалось вроде хозяйственного, грязно-бледно-коричневое, вонючее, но функцию свою выполняло, хотя было едкое, и сильно намыливаться не рекомендовалось — по телу шли красные пятна; когда родилась сестра, для её мытья сварили из стакана сливочного масла кусочек другого, туалетного мыла.

В общем и целом, книга, я бы сказала, неплохая. В ней много интересного собрано, этакий сборник рассказов о жизни советского мальчика (позже - мужчины) Антона, историка (в мечтах - филолога), который страшно переживал за покойников и не мог наблюдать убийство Пушкина на сцене в театре.