Больше рецензий

ablvictoriya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2014 г. 01:11

1K

5

То ли рецензия, то ли призание в читательской любви. Нелюбителям субъективности и злоупотребления местоимением «я» в отзывах – не читать.

«Дар» для меня оказался наиболее совершенным, наиболее поглощающим, наиболее сложным – и композиционно, и стилистически – из всех произведений Набокова «русских лет» (на данный момент мной прочитаны все романы и повести этого периода). Думаю, не погрешу против истины, если назову этот роман жемчужиной русского модернизма.

Отзыв Владислава Ходасевича на обложке книги довольно точен:

Щедрый вообще, в «Даре» Сирин... решил проявить совершенную расточительность. Иногда в одну фразу он вкладывает столько разнообразного материала, сколько другому, более экономному или менее одаренному писателю, хавтило бы на целый рассказ.

Это действительно так. Многослойность, многоплановость, многосюжетность – характерные черты «Дара». Этот роман – словно огромное дерево с густой кроной: множество человеческих судеб, множество разных историй вплетаются в основной сюжет, отрастают от него отдельными ветками и веточками, листьями и листочками – а кое-где это лишь набухшая, так и не раскрывшаяся почка. А всё вместе это представляет собой настолько органичное и совершенное творение, что оторваться от чтения – чтения непростого, нередко заставляющего возвращаться на несколько страничек назад – невозможно.

Автобиографические моменты в романе очень интересны, я очень люблю вот это присутствие самого автора в книгах. Набоков вообще любил внести в свои произведения хоть толику автобиографичности, а «Дар» и вовсе считается автобиографическим романом. Я уже несколько месяцев параллельно с книгами Набокова читаю его биографию ( Владимир Набоков. Русские годы - Брайан Бойд ), и мне особенно интересно улавливать в сюжете это авторское «я». Знаю, многие читатели обвиняют Набокова в язвительности, мизантропии, резкости в отношении несимпатичных ему людей и неприглядных человеческих черт. Но для меня все это меркнет перед его отношением к людям любимым, близким. Какой великолепный образ отца в романе, какая глубокая сыновья любовь! Ну а если знать биографию писателя, то читать это можно было не иначе как с комом в горле.

Роман в романе – глава четвертая, художественная биография Чернышевского «от Набокова» – мне был особенно интересен ввиду того, что уже перечитано было «Приглашение на казнь», уже известно было, кто послужил прототипом для образа Цинцинната, уже прочитано было и кое-что из критики по этому поводу. Было интересно читать «Дар» практически сразу после «Приглашения», сравнивать образы набоковских Чернышевского и Цинцинната. Литературная критика, кстати, в этом вопросе меня только запутала: на распространенное мнение большинства о том, что это язвительная сатира (что и читателю вроде бы более очевидно), другие парируют утверждением, что здесь речь скорее идет о симпатии и жалости.

С другой стороны, лично мне это не кажется главным, мне видится в биографии Чернышевского прежде всего творческий манифест Набокова, выступающего против непременного служения музы каким-то социальным идеалам, против воспитательно-морализаторской роли литературы, против недолитературы, литературы «низшего сорта», жертвующей эстетическими категориями во имя «высоких идей». Прекрасно помню, как когда-то меня, еще школьницу, поразило в творчестве Набокова именно это – как классическая литература может быть настолько «невоспитательной», ничего не навязывающей, ни к чему не призывающей и ничему не поучающей. Конечно, Набоков не уникален в своих творческих принципах, но для меня он был и останется первым писателем, читая произведения которого я получала то самое эстетическое наслаждение. Он научил меня этому, после знакомства с ним моя планка претензий к стилистике литературного произведения поднялась так высоко, что я сама этому порой не рада. При этом, конечно, ошибочно считать набоковские романы графоманией, лишенной проблематичности писаниной, искусством ради искусства. Просто некоторые читатели любят попроще – ближе к делу, так сказать, – но это не обо мне.

Наверное, я отвлекаюсь, но где же еще объясняться в любви к писателю, как не в отзыве на книгу, название которой – «Дар»?! Еще одно читательское обвинение Набокову, которое мне встречалось, – обвинение в тщеславии, осознании себя талантливым (да что там, гениальным! ) писателем. А мне это не претит, нисколько. Ну не всем же великим писателям, претерпевая тяготы и лишения, непременно должно писать в стол и умирать, не будучи признанными при жизни. На долю Набокова тягот и лишений тоже достаточно выпало. А как писатель он, ощущая силу своего гения и тонко чувствуя грань между литературой и ее подобием, был для себя и довольно жестким критиком – о чем и в «Даре» написано достаточно, а не только вот это

ты будешь таким писателем, какого еще не было, и Россия будет прямо изнывать по тебе, - когда слишком поздно спохватится...

в определенной степени равное, пожалуй, пушкинскому «Я памятник воздвиг себе...» У него был ДАР, он его осознавал, развивал, оттачивал, использовал, он был известен при жизни и оставил после себя внушительную подборку замечательных произведений. Спасибо, Владимир Владимирович, за Ваш дар!

P.S. Одно только плохо: после Набокова долго невозможно приступить к нормальному чтению других книг.

Комментарии


Ох, Виктория, вот эти ваши слова

...читая произведения которого я получала то самое эстетическое наслаждение. Он научил меня этому, после знакомства с ним моя планка претензий к стилистике литературного произведения поднялась так высоко, что я сама этому порой не рада.

- абсолютно в точку!
Хотя "Дар" я люблю меньше "Других берегов", но вообще, чтение Набокова для меня - как глоток вкусного и живого, свежего воздуха... Хорошо, что он написал много, и самого разного - не устаю делать открытия. :)


"Берега" у меня еще впереди!

и самого разного

Это особенно ценно.


но где же еще объясняться в любви к писателю, как не в отзыве на книгу, название которой – «Дар»?!

Вика, шикарное объяснение в любви получилось!

Еще одно читательское обвинение Набокову, которое мне встречалось, – обвинение в тщеславии, осознании себя талантливым (да что там, гениальным! ) писателем. А мне это не претит, нисколько.

Вот и мне тоже :)

У него был ДАР, он его осознавал, развивал, оттачивал, использовал, он был известен при жизни и оставил после себя внушительную подборку замечательных произведений.

Да! И как хорошо, что я еще не все у него прочитала :)


Я рада, что мы с тобой единомышленники в отношении Набокова.

И как хорошо, что я еще не все у него прочитала :)

В любом случае, его не менее интересно и перечитывать)


Перечитывать особенно интересно! :)


Отличное "признание" получилось! Я "Дар" еще не читала, но уже предвкушаю). И да, Набоков - один из самых-самых!))


Спасибо! Да, из тех писателей, беря в руки книги которых пребываешь в таком блаженном предвкушении)


А я как-то не думала, что там такая объёмная часть будет про Чернышевского. Подкосил меня Чернышевский. Книга распалась на эпизоды и они у меня так и не собрались.


А я знала об этом, была готова к этому. К тому же, мне и интересно было. Вообще люблю прием "произведение в произведении". А ты давно читала? Не дочитала?


Только что. Я по Классикам её взяла в УВ.
Мне очень понравилась та часть, где про отца.

Никак не могу решить, что поставить:)


Только что

Аааа, понятно.

Никак не могу решить, что поставить:)

И такое бывает, да(


Он научил меня этому, после знакомства с ним моя планка претензий к стилистике литературного произведения поднялась так высоко, что я сама этому порой не рада.

Да, у него была очень высокая планка требовательности к себе и к литературе как искусству. Но только так можно написать что-то действительно хорошее.


только так можно написать что-то действительно хорошее

Да, что в общем-то применимо к любому виду деятельности.


я тоже недавно прочитала все из русского периода, за английский еще не бралась. Мне Дар читать было трудно - точнее,чтение затягивало, но понимания не было. Буду перечитывать. А вот Приглашение на казнь запало мне в душу, плакала,когда дочитала.


Ух, у Вас такой разброс по оценкам его книг! Мне так нравятся Подвиг и Защита Лужина, а Вас они не впечатлили...


Посмотрела на свои оценки книгам сейчас) На самом деле они такие видимо потому, что очень противоречивые чувства вызывают произведения. Великолепный язык и часто вызывающие омерзение персонажи. От этого очень сильные эмоции по прочтению. И поэтому оценка такая странная у меня. А вот в Приглашении на казнь я очень симпатизировала главному герою.


Понимаю, Вы из тех читателей, которым для положительной оценки книги нужен положительный герой. Довольно распространенное явление. Это очень в тему рецензии, кстати: Вы отмечаете великолепную стилистику, но не устраивают персонажи. Той самой "воспитательной", "поучительной" цели нет, нет тех героев, с кого можно брать пример, кого можно пожалеть, кому можно выразить симпатию и т.д.

Честно говоря, Вы многое приобретете, если попытаетесь не искать в произведениях (не конкретно Набокова, а вообще) положительных героев, не искать вот этой самой поучительности, образцов для подражания (или симпатии, или жалости). Искусство ведь должно вызывать самые разнообразные эмоции, не только положительные. Искренне Вам желаю к этому прийти!


Прекрасная рецензия! Спасибо за столь яркое напоминание об одной из любимых книг.


Спасибо Вам за столь лестный отзыв!