Больше рецензий

Aleksius

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 октября 2014 г. 13:15

99

2

В последнее время литературную "элиту" все чаще кидает в кювет детективизма. Роулинг решила забыть свои магловские фантазии и начать детективную гепталогию. Теперь вот Кинг, оставив в прошлом потустороннюю невиданную хрень, заделался Агатой Кристи. Такое ощущение, что фантастика и мистика полностью перешли в разряд литературы для подростков ( и возрастная аудитория "помолодела"), а всем постарше уже нельзя тихо поэскапировать в углу с фэнтези. Да и серьезная фантастика имеет низкие котировки; полно непонятных слов, обыгрывание современных научных достижений, в основном запоздалый перевод. Пробел на российском литературном рынке. Вот и остается проверенный временем жанр - детектив, где все просто в плане формы, но заковыристо в сюжете. Кинг ловко ловит тренд, расширяя горизонты.

Собственно, детективные потуги у него были давно. Потренировавшись на убийстве Кеннеди, полностью отступил от фантастических допущений в Джойлэнде. Получилось, признаю, не так уж и плохо. Конечно, наивно и романтично, с сахарным налетом ностальгии, но читабельно. "Мистер Мерседес" же - полный провал.

Все произведения Кинга скроены по одним лекалам и это не исключение. Если отбросить всю эту американизированную шелуху вроде "делимся на спортсменов и остальных утырков в школе", остается еще много чего. Дети или подростки у Кинга всегда прозорливее и, чего уж молчать, смотрятся умнее и адекватнее взрослых. И почему-то они часто являются "лучшими друзьями" гораздо более старших дяденек (вспомните парочку навскидку). Может из-за определенной истерии, я и преувеличиваю, находя здесь отклонения. Может это просто комплекс "наставника" автора.
Кинг напрочь отвергает время. Как уже задолбало, что у героев было какое-то СОБЫТИЕ в детстве или до описываемых перипетий, благодаря которому они стали психами. Ну, скучно же. Все эти пролонгирующиеся с возрастом комплексы, зацикленные, как кассета для попугая, на самих себе, превращающиеся в навязчивую идею и переходящие в идею (само)разрушения. Все-таки, с возрастом детали события меняются, мозг допридумывает детали, либо меняет свою оценку к произошедшему.
"Мистер Мерседес" - типичная игра в кошки-мышки, в которой все резче проявляются луддистские взгляды автора. Мобильник хотя бы является средством общения, а вот книги действительно могут превратить человека в зомби, отгороженного от реального мира стеной мечты о жизни в Ривенделле. Разница между книгой и телевизором в массовости. А содержание можно отредактировать по релевантности.
Ладно бы Кинг написал свой детектив с предсказуемым сюжетом, так он же решил раздуть его до трилогии. Да еще написал в своем фирменном нудном стиле, наихудшем, кстати. Перемежается он новой находкой Стиви - сухим описательным. Пошел-поел-покакал. Очень развлекательное чтение, ещёб. Смахивает на хреновенькое подражание кому-то. Зато Кинг хотя бы выучил название психическое отклонение для ВСЕХ своих героев - обсессивно-компульсивное расстройство. +отличная находка - с первых строк влюбить читателя в героев и через пару десятков страниц пустить их на фарш. Сдобрив все это их социально низким статусом в обрамлении рецессии.

Пугает, что главный злодей в следующей части может быть отмечен какой-нибудь инфернальностью. Именно это, наверное, и есть самое ужасное в книгах Кинга.