Больше рецензий

26 октября 2014 г. 22:22

32

3

Каждая взятая вами в руки книга дает свой урок или уроки, и очень часто плохая книга может научить большему, чем хорошая

...ему это более не интересно. Стивен еще раз подчеркнул - он завязал с каноническими сюжетами привычных нам романов. Все что имеет начало и середину, имеет и конец. Депрессивная тьма с привкусом чего-то более, все эти исповеди писателей-неудачников, "мертвые рокеры" толкающие дурь в туалетах, истории о начинающих алкоголиках и подростковая жестокость, сильные и независимые женщины непохожие на карикатурно святых дур или шлюх - отступили от своего самого любимого дитя. Хотя пожалуй нет, это он первый сделал шаг, где-то после "Дьюма-Ки". Все думали - это долгожданное "возвращение Короля", а он дал понять - демоны приковывавшие к писательскому столу и грозившиеся отдать его потроха на съедение свинье "Мизере", если хоть слово вышедшее из под пера будет не о вампирах или людоедах, уже не имеют реальной власти. Стивен "мать его" Кинг больше не пишет ужасов (конец цитаты).
И тут читателю выпадает редкий шанс, возможность пересмотреть свое отношение ко всему творчеству писателя. Вот вы верно всегда думали что старина Стивен пишет только "ужастики" или на крайний случай напряженные триллеры, хорроры? Нет. Он упорно и подробно рассказывает непростую историю о героях своего времени. Причем главный акцент падает не на слово герой, выделить нужно "время". Присмотритесь внимательно. Всегда тщательная проработка узнаваемых деталей, музыка (рок или поп) относящаяся только к этому периоду, местный говор, политические события, городские интерьеры и внутренняя культура. Кинг всегда очень точно привязывает свои истории к конкретному периоду времени и месту. "Свободных" внесмысловых конструкций, про которые можно было бы сказать - подобное легко произойдет и в моем городе - нет.
И хорошим примером всего выше написанного будет "Мистер Мерседес".
Теперь, когда действия вынесены за пределы маленького городка штата Мэн и более того в сюжете нет привычных обитателей отеля "Оверлук", призраков и чудовищ можно оценить другие грани авторского таланта, умение писать "современный детектив". Для удобства читателя Стивен оперирует множеством социальных маркеров. Безработные аутсайдеры на ярмарке вакансий - после сорока найти хорошую работу немыслимо. Пенсионеры старики оставленные в одиночестве детьми, каждый вечер перебирающие поводы для самоубийства. Общение в сети с маргиналами, гаджеты в руках но без крыши на головой. Убийца вынырнувший из переулка и таранящий своих жертв как орудийный шар кегли - удачная метафора отношения к лишним ртам, бездомным бродягам брошенным на обочину жизни. И мелькающая в разговорах горечь - Обама и война в Афганистане. Что ж в чем Кинг всегда силен так это в умение рисовать узнаваемую картину - время экономической депрессии.
Но объективно, во всем остальном - это плохой роман, для какого-нибудь средней руки беллетриста хороший, а для Стивена Кинга - неудачный... И мне его неприятно читать.

"Писательство – это не зарабатывание денег, не добыча славы, женщин или друзей. Это в конечном счете обогащение жизни тех, кто читает твою работу, и обогащение собственной жизни тоже. Оно чтобы подняться вверх, достать, достичь. Стать счастливым, вот что. Стать счастливым."

...есть в этих словах усталость. Словно ты уже наелся всеми эпитетами и вечным пересчитыванием твоих денег. Хватит требовать объяснений и цитат, продолжения "Темной башни" или окончания истории Дэни Торренса. Уже в "11/22/63" он ясно дал всем понять, что не хочет писать "страшилки", а ностальгические истории проникнутые грустью получаются на порядок лучше саспенса и хоррора. Но голодные критики требуют только крови, девочек-ясновидцев и еще больше кишок. Что ж - хотите размазанных по асфальту мозгов, так получайте мерседес-убийцу - набор плоских персонажей, скучнейший сюжет, где положительные герои выглядят лубочными куклами, идиотов помощников и обязательно мастурбирующего маньяка (который естественно в буквальном смысле хочет мамочку). По хорошему, во всех его прежних книгах был надрыв и какое-то упивание суицидальной тоской, мрачная тональность будоражила читателя и заставляла переживать. Но когда читаешь "Мистер Мерседес" книга выглядит размеренной историей из жизни американского городка. Ну есть у нас отставной детектив прозябающий на заслуженной пенсии, его помощник сосед - шестнадцатилетний темнокожий подросток, офигенно шарящий в компьютерах и готовящийся к поступлению в университет. И есть у нас массовый убийца замесивший кровавую баню и готовящий еще более мерзкое преступление. И все бы нечего, каждый из них жил бы себе дальше и выполнял свою часть общественно полезной нагрузки но маньяк (что бы потешить свое маньячие самолюбие) решил поиграть в кошки-мышки с детективом (тихо творить свои темные дела скучно). Сюжет копирует массу фильмов категории "В".
Возможно вас устроит добротный полицейский детектив про поиск убийцы в большом городе но единственное ради чего эту книгу стоит читать это фигура автора, во всем остальном для маэстро это шаг назад.