Больше рецензий

29 апреля 2024 г. 01:59

133

4.5 Четыре кулака


Не ожидал, что когда-либо перечитаю «Трёх мушкетёров». Но перечитал. Теперь думаю: неужели дело дойдёт и до «Графа Монте-Кристо», читанного где-то в седьмом классе, хотя столько ни разу не читанных книг стоят по полкам и лежат по коробкам? Да уж, прихотлива судьба человека в книжном море: то одно течение подхватит и понесет на Саргассы, то другое перехватит и понесёт вдоль Большого барьерного рифа. А то и в Марианскую впадину затянет – вернёшься ли из неё обратно? Одно желание: чтобы не вынесло на Восточный мусорный континент, дрейфующий где-то в Тихом океане…

История «Трёх мушкетёров» в основном осталась в памяти по нескольким фильмам и сплющилась в тусклый слиток, не изрезанный деталями. Поэтому с удивлением обнаружил, что роман имеет две части, каждая со своим сюжетом и кульминацией. Запомнившаяся с детства история не заканчивается доставкой подвесок королеве, а продолжается под Ля Рошелью, в замке лорда Винтера и монастыре кармелиток в Бетюне. Вторая часть кажется менее динамичной, но если подумать, то интересных событий в ней предостаточно.

Выпуклые, живые персонажи, хотя, думаю, их выпуклость и живость идут прежде всего от навсегда засевшего в голове советского сериала. Но нет, Д'Артаньян, Атос, Ришелье и миледи прописаны всё-таки очень ярко, особенно Атос.

В этот раз меня удивило вот что. Д'Артаньян с детства остался в памяти как некий идеальный герой – умелый мушкетёр, отважный боец, верный друг. Всё так, но Дюма довольно настойчиво и с очевидной усмешкой говорит об исключительной расчетливости и трезвости этого молодого человека, которому в романе всего девятнадцать лет. Вот, например: «Четыре кулака, угрожающие вместе или порознь любому врагу, – неизбежно должны были, открыто или тайно, прямым или окольным путём, хитростью или силой, пробить себе дорогу к намеченной цели, как бы отдалена она ни была или как бы крепко ни была она защищена. Удивляло д'Артаньяна только то, что друзья его не додумались до этого давно» (гл. VIII). От этого Д'Артаньян становится живее и начинаешь относиться к нему даже лучше.

Кстати, во Франции сейчас объявился политик по фамилии Д'Артаньян. Ничего о нём не знаю, наверное, достойный продолжатель своего предка, лейтенанта мушкетёров. А может, и не достойный…

Роман динамично и азартно скачет вперёд всеми своими событиями. Он абсолютно кинематографичен, бери – и снимай. Что и делают. Недавно в кино показывали фильм, где Атоса играет Венсан Кассель. Пропустил, надо поискать на просторах )))

И вот что я подумал. Если очистить весь сюжет до сердцевины, то ведь «Три мушкетёра» – это роман о супружеской чете и чести семьи де Ля Феров: сначала о том, чтó делают миледи и Атос порознь, как потом сближаются их линии, и как наконец Атос выслеживает и казнит жену (хотя пруфа он и здесь не получает))). И тогда становится понятно, что мушкетеры, кардинал и англичане – всего лишь фон, яркий исторический фон для сердцевинной линии де Ля Феров. И что Д'Артаньян, хоть и главный персонаж, не самый-самый главный.

Мелькнула мысль, что «Три мушкетёра» – это «Мастер и Маргарита» семнадцатого века. Интересно провести параллель: например, уподобить Ришелье – Воланду, Атоса – Мастеру, миледи – Маргарите, Д'Артаньяна – Ивану Бездомному, Рошфора – Коровьеву, Портоса – Азазелло, господина Бонасье – Берлиозу и так далее. Но тут моя аналитическая фантазия слабеет, и я понимаю, что такое сравнение любопытно, как упражнение, но не убедительно, как гипотеза…