Больше рецензий

Spade

Эксперт

сомнительный эксперт

20 октября 2014 г. 22:30

2K

4

Один из тех случаев, когда не очень понятно, о чём писать в рецензии, когда за тебя уже всё сказал автор. По большей части в тексте, а где нет, там в предисловии. Очень доходчиво, но и очень однозначно. Это не в минус, это в особенности текста («как сейчас модно говорить»).
Кстати, написан он прекрасным языком, а чувство острого удовольствия меня посетило уже на просмотре оглавления: «В поисках утраченного Витька», «Враньё без романа», «Гости съезжались на дачу…», «Гроздья славы», «Почему я отказался от премии»…

«Козлёнок в молоке» — это, конечно же, сатира. На всё позднесоветское общество, но в первую очередь — на его литературную элиту, на весь этот мучительный, неприятный процесс профессионального литераторства. Галерея колоритных персонажей предстаёт так живо, что то и дело задаёшься вопросом: а кто же послужил прототипом? Но нет, уверяет Поляков: и маститый писатель Горынин, глава Союза писателей, и профессионально страдающий синдромом поиска глубокого смысла (особенно фрейдистского толка) «теоретик поэзии» Любин-Любченко, и автор скандальной и бездарной «Женщины в кресле» претендент на Букеровскую, простите, Бейкеровскую премию Чурменяев, и «бабушка русской поэзии» Ольга Эммануэлевна Кипяткова, и продажный критик Закусонской, и многие, многие другие — исключительно собирательный образ. Что ж, поверим автору, как поверим и в то, что ведущий программы «Варим-парим» рок-музыкант Комаревич, наверное, тоже не имеет к реальности никакого отношения.
Впрочем, не столь важно.
Если всего этого и не было, оно вполне могло быть. Потому что писательская среда, какой описывает её Поляков, уже давно превратилась в какой-то первородный бульон, где слухи и авторитетные мнения уже давно важнее собственного восприятия. И идея превратить полуграмотного увальня в знаменитого писателя оказалась не такой уж и невероятной: стоит только начать, надо лишь, чтобы кто-то кому-то что-то сказал, чтобы экземпляр романа с многозначительным названием «В чашу» оказался у всех, кто его попросит, и тут уже неважно, что в папке лежат чистые листы: читать там никто не любит. Прямо как мы с вами. Зато любят писать, особенно с вдохновляющей бутылкой «амораловки», а ещё больше любят послушать, что говорят об их неповторимом творчестве.

Но всё же в этом тёмном царстве есть и луч света: писатель Костожогов, единственный в этом мирке, кто отказался продавать свою совесть, свой писательский дар. Именно он вёл разговор с главным героем о пути литератора, о том, что каждый выбирает сам, быть ему подмастерьем бога или подмастерьем дьявола… Этот выбор легко сделать на словах, очень тяжело — на практике, и почти невозможно признаться себе, если ты пошёл по «дьявольскому» пути. На мой взгляд, это самая серьёзная тема из поднимаемых в романе, но она проведена пунктиром, заглушаемая шумными ремесленниками от искусства. Однако, будучи действительной, настоящей, она и завершается не дикими карнавальными поворотами, как большинство сюжетных линий, а тихо и реалистично.

Единственное, что действительно покоробило меня в книге — это образ возлюбленной главного героя. Когда красивая взбалмошная легкодоступная женщина представляется идеалом, чьё общество ещё нужно заслужить и которой надо быть бесконечно благодарным — это неприятно. Хотя, конечно, видно, откуда берёт корни этот образ (недаром после одной из её истеричных выходок обалдевший иностранец сравнивает её с Настасьей Филипповной), но ощущение остаётся гадливое. Впрочем, это индивидуально, конечно же, просто личная непереносимость типажа.

В целом же — это действительно яркое, безжалостное произведение, изображающее изнутри писательскую элиту на рубеже эпох. Познавательно, очень смешно в процессе, очень грустно в итоге. Как и должно быть.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка", команда Angry Nerds.

Комментарии


Вот прямо захотелось прочитать.)


а прочитай. очень захватывающе написано, прочитаешь быстро.


Я и в целом люблю книги о книгах, а уж после твоего отзыва...)


"Козленок в молоке" - очень стоящее чтение, не пожалеете.


Спасибо за укрепление решимости в чтении.)


Если Вас не затруднит, потом тоже напишите об этой книге, пожалуйста. Интересно, как она Вам понравится :)


Постараюсь написать, на самом деле мне всегда нужен "волшебный пинок", чтобы как-то упорядочить впечатления и что-то написать. Иначе - лень и прокастинация...


М-м...
Ну, давайте так: когда я увижу, что Вы прочитали "Козленка...", отправлю Вам сообщение примерно такого содержания:

- Уважаемая Anais-Anais , мысленным усилием воли посылаю Вам волшебный пинок не корысти ради, но единственно с благородной целью сподвигнуть Вас на создание рецензии, несущей разумное, доброе, вечное.

Так пойдет? :)


Не только "пойдет", но, кажется уже начинает действовать.)

Вот только... до сих пор ни одна моя рецензия не несла ничего "разумного, доброго и вечного", или пинок настолько "волшебный"? )))


По-моему, Вы на себя напраслину возводите :) На мой взгляд - несла, несет и, надеюсь, будет нести и впредь.


Спасибо, но, боюсь, что у нас нет впереди вечности, чтобы проверить, кто из нас прав.)


Вспомнилась цитата из любимого О.Генри :)

- Джефф, - говорит он, - я и не знал, что ты такой реалист в искусстве... Когда ты продаешь подмоченные акции на бирже, разве ты хлопочешь о том, чтобы с них и вправду капала вода?


А мой любимый Тибор Фишер говорил, что:

Художественный обман – это отнюдь не банальное вранье, это тонкий олицетворенный вымысел, штучная история, сделанная практически на заказ.


а вот продажа подмоченных акций обсуждения на ЛЛ - другое дело!)


Единственное, что действительно покоробило меня в книге — это образ возлюбленной главного героя. Когда красивая взбалмошная легкодоступная женщина представляется идеалом, чьё общество ещё нужно заслужить и которой надо быть бесконечно благодарным — это неприятно. Хотя, конечно, видно, откуда берёт корни этот образ (недаром после одной из её истеричных выходок обалдевший иностранец сравнивает её с Настасьей Филипповной), но ощущение остаётся гадливое. Впрочем, это индивидуально, конечно же, просто личная непереносимость типажа.

Похожа на Асю(Анастасию) из довлатовских рассказов, вам не показалось?


честно говоря, рассказы у Довлатова пока не читала. но буду держать в уме, хотелось бы сравнить!


Я у Полякова читала все или почти все, и чувство гадливости вызывают все его описываемые отношения между полами ( рука не поднимается написать " любовные линии"). По- моему, он какой- то в этом смысле ампутант.


ну, "ампутант" - это, мне кажется, довольно резко. уверена, что мой, например, идеал отношений тоже не всем понравится. просто так ему представляется любовь.
а в других произведениях отчего такое чувство?


остается только пожалеть человека, у которого такое представление о любви((( неуважительное отношение к женщинам (да и к мужчинам), измены как норма... он просто не знает, какой может быть любовь. в его знаменитом "замыслил я побег" говорится о семейной жизни примерно так: встретились два попутчика (соседа) и так и едут вместе. по-моему, ему не дано построить близкие и доверительные отношения с человеком. соответственно, не дано и описать их.
если что, я не девочка-подросток, у меня на днях двадцатая годовщина свадьбы.


Подобный ироничный взгляд на межполовые отношения помог Полякову выжить и сохранить самого себя, ибо это единственный российский автор, которого можно было читать до перестройки, во время и после. Главный герой - да, это он сам, хотя в "Гипсовом трубаче" он упоминает самого себя, обзываясь "удачливым конъюнктурщиком". Вы очень удачно выбрали произведение


Вчера слышала Полякова на «Эхе»: для большого писателя он, пожалуй, слишком хорошо (в смысле округло) говорит. "Козленок" - талантливая сатира, только многословная, недоредактированная, на мой вкус. В отличие от безупречных довлатовских повестей или "Театрального романа" Булгакова.
Витальность и активная жизненная позиция Полякова (хорошо и с юмором схвачена Климонтовичем в "Последней газете"), конечно, не оставляет времени для доработки книг до классического уровня.
А его "любовные" контексты, конечно, ни одной женщине не понравятся. Но от сатиры и не ждешь особо романтических сцен.


Спасибо. Очень разумная и дельная рецензия.
Добавить нечего, оспорить тем более нечего, согласно киваю в монитор головой :)