Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 октября 2014 г. 12:36

599

5

- На что это похоже? Опиши вкус. Как Хемингуэй.
- Ну, на вкус это... как груша. Ты не знаешь, какая груша на вкус?
- Я не знаю, какая она на вкус для тебя.

Из к/ф "Город ангелов".

Здравствуйте, я Виктория, и у меня зависимость от художественной литературы про супружескую измену. Вот не знаю, почему так. Возможно, потому что измена для меня некий апофеоз, точка невозврата, и мне жутко интересно проживать чувства людей, решившихся на нее. С героями Мастеров, конечно. А классики наши, спасибо им большое, видно, тоже были неравнодушны к теме. Но Голсуорси убил наповал: тройное попадание через одну небольшую книгу. До сих пор не могу отойти.

«Запретная любовь» - как много в этой фразе. Что-то постыдное, нарушающее моральные законы общества и вместе с тем, очевидно, сильное, чтобы пойти на нарушение. Окружающие осуждают, но сердцу не прикажешь, да и кто без греха. Многие когда-нибудь были влюблены в «неподходящего» человека, только не хватило смелости либо чувств, чтобы без оглядки броситься в омут с головой, как на это был готов герой Голсуорси. Другое дело, что пережить подобное ему представилось не один, а целых три раза.

СПОЙЛЕРЫ!!!

«Темный цветок» практически учебник по искусству запретных чувств. Главный герой Марк трижды в жизни влюблялся в неподходящих женщин: студентом - в женщину замужнюю и намного старше его, в средние года - в замужнюю ровесницу, а в зрелости - в дочь школьного друга. Взаимно, если что. И первая история сначала искренне трогает, сам автор, кажется, находит оправдание нежным чувствам, возникшим между юношей и женщиной, подыгрывая им, описывая страдания и волнения обоих. Но уже под конец читатель понимает, что Голсуорси слишком реалистичен, чтобы завершить фальшивым счастливым концом такую глупую историю. А может, просто недостаточно жесток ни по отношению к своим героям, ни к читателям, ибо ничем хорошем она бы не кончилась. И слава богу, потому что картина получилась бы иная. И все же после первой «сильной» влюбленности уже становится немного понятно, что Марк за человек. Вторая история еще более нежная, более искренняя, более трогательная. Муж-злодей и его молодая жена, вышедшая замуж без любви. И вдруг Марк – молодой, красивый, трепетный, снова готовый бороться с трудностями. В общем, все сложилось. И развязка вполне в духе ГГ. Казалось бы, теперь у него есть заряд страданий на целую жизнь. Наверное, именно поэтому он и «успокаивается» на целых двадцать лет. Но потом натура берет свое – и новая влюбленность. Правда, здесь Марку хватило ума поступить как большому мальчику. А может, не ума хватило, а просто привычка. Ведь и первые любовные истории заканчивались подобным образом.

Я далеко не приверженец мысли, что сильно полюбить можно лишь однажды. Это штамп. И довольно глупый. Сколько людей, столько и ситуаций. Не могут все мыслить и чувствовать одинаково. Как в диалоге в одном небезызвестном фильме: «-Ты не знаешь, какая груша на вкус? – Я не знаю, какая она на вкус для тебя». Но мне сложно представить, что у ГГ только случайность ведет к трем сильным влюбленностям. Скорее всего, он подсознательно ищет именно таких женщин. Конечно, можно сказать, что не он, а они, женщины, виноваты. И есть в этом доля истины: Марк инфантилен, плывет по течению, чему можно подобрать и более поэтическое выражение – отдается на волю чувств, события же форсируют именно его возлюбленные и окружающие. Только в последнем случае Марк сам решил повлиять на происходящее, но в нем говорили не чувство долга и ответственности перед супругой или школьным товарищем, он просто испугался последствий. Хорошо, что хоть на это у него хватило здравого смысла.

Мастерство Голсуорси проявляется как в деталях, так и в общей картине произведения. Начнем с деталей. Во-первых, это возраст, в котором Марк влюбляется. Два первых сильных чувства его настигли в молодые годы, что логично, потому что именно тогда мы импульсивнее всего. Юношеский максимализм, в общем. А третья любовь случается согласно народной мудрости: седина в бороду, бес в ребро. По-моему, правильное и мудрое решение, относительно возраста героя во всех случаях. Во-вторых, Голсуорси дает читателю не однобокую картину, когда мы «живем» одним героем, а описывает чувства всех участников событий. Следовательно, нет резких тонов, наоборот, вся палитра чувств. Кто виноват, кто прав… Это вопросы риторические и открытые. Не в них дело. В-третьих, видно отношение самого автора к герою. В первой истории он на стороне влюбленных, оправдывая запретные чувства. Во второй истории автор, пожалуй, нейтрален. А в третьей уже видно его скептической и настороженное отношение к герою. Если только я не приписала мастеру свои взаимоотношения с Марком. В-четвертых, все эти банальные фразы про красоту языка и стиля. Классик же. Тут все понятно: на высоте.

А теперь поговорим о моих чувствах. Я влюбилась. Влюбилась в Голсуорси. Раньше знала писателя только понаслышке, а теперь мы знакомы довольно близко. Потому что после той истории, что рассказал мне Голсуорси, нельзя остаться чужими, невозможно делать вид, что незнакомы. Это было божественно. И я однозначно хочу еще.

"Игра в классики", тур 3.

Комментарии


Хорошо написали. :)
Учитывая, что мнения совершенно разные, читать было тем интереснее.


Спасибо)

Учитывая, что мнения совершенно разные, читать было тем интереснее.

Согласна.
И про времена года в вашей рецензии вы точно подметили, очень поэтично.


Спасибо. :)


Очень вкусно вы свою "грушу" описали)) кусну и я, если не возражаете)


Я же только за! Поэтому и описываю тут свои "гастрономические" впечатления от "груши"=)) Тем более это не самое популярное произведение Голсуорси. Пока не могу сравнивать его с другими, но уверена, что оно должно занимать одно из первых мест в списке.