Больше рецензий

20 октября 2014 г. 01:17

664

4

Мужество всегда вызывает уважение, даже если это мужество врага.
– Александр Дюма.

Книга посвящена судьбам девяти выдающихся экспертов истребительной авиации Люфтваффе, удостоенных высшей награды Третьего Рейха – Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами. Каждая из глав книги подробно рассказывает об одном из этих выдающихся пилотов, при этом автор уделяет внимание не только военной карьере и воздушным победам каждого из них, но ещё стремится раскрыть их характеры, отношение к войне и взаимоотношения с командованием, зачастую довольно сложные. Стремиться показать, что все герои его книги были не только отличными лётчиками-истребителями, но и яркими, интересными личностями.

Они сильно отличались друг от друга. Кто-то был истинным католиком, свято веровавшим в христианские ценности и старавшимся соблюдать их, кто-то повзрослел уже при нацистах и прошел соответствующую идеологическую обработку, а кто-то просто служил своему фатерланду, стараясь не задумываться об идеях национал-социализма.

Однако есть то, что их безоговорочно объединяет. Все они были незаурядными, талантливыми летчиками-истребителями, вписавшими свои имена в мировую военную историю. Хотя если бы не правивший тогда в Германии нацистский режим, то, вероятно, они с успехом проявили бы себя и не только на военном поприще…

В целом книга читается достаточно тяжело, и, наверное, это является главным её недостатком. Главное же её достоинство – подробное описание военной карьеры и судьбы каждого лётчика, сопровождаемое многочисленными цитатами самих пилотов и их коллег, фотографиями и списками воздушных побед с указанием времени, места и типа сбитого самолёта. Наибольшее внимание автор уделяет характерам немецких асов, а не их тактике или характеристикам их самолётов, давая возможность увидеть их в первую очередь как талантливых людей, имеющих свои особенности, достоинства и недостатки.

Пара слов о каждой главе.

Герой нации – Вернер Мёльдерс



Вернер Мёльдерс



Первая глава посвящена первому из кавалеров Бриллиантов и национальному герою Германии, Вернеру Мёльдерсу (18 марта 1913 — 22 ноября 1941). Мёльдерс был не только талантливым пилотом, но и отличным командиром. Именно с его деятельностью связано внедрение тактики, согласно которой истребители должны были летать не тройками, как раньше, а парами, каждая из которых представляла собой самостоятельную боевую единицу.

Рассказывая о его военной карьере, автор уделяет внимание личным качествам Мёльдерса, таким, как благородство и честь, его организаторским способностям и лидерским качествам. При этом описываются наиболее характерные его поступки (например, история пленного французского военнослужащего, жестоко обращавшего с пленными немецкими пилотами, в том числе и с самим Мёльдерсом, который, несмотря на это, спас его от смертной казни), приводятся цитаты как современников лётчика, так и его самого.

Позиция Мёльдерса как командира хорошо видна из следующих его слов: «Авторитет не может основываться на силе. Он должен подтверждаться нравственностью и умственным превосходством. Уверенность командира в собственной безупречности должна рождать в солдате чувство необходимости подчиняться ему. Без дисциплины не может существовать никакое подразделение, однако порядок должен основываться на добровольной дисциплине. Просто сказать: „Вы должны слепо повиноваться приказам и не задавать вопросов. В случае неповиновения вы будете строго наказаны“. Это – обыкновенный милитаризм. Хороший командир хотел бы, чтобы вы сознательно подчинялись ему. Послушание является добровольной дисциплиной. Мы хотим видеть безупречно воспитанных солдат, но не кукол, щелкающих каблуками. Муштра в военном подразделении необходима, но она ведет к плохому результату, если является самоцелью. Человек в военной форме должен, прежде всего, оставаться человеком».


Вернер Мёльдерс первым в истории авиации преодолел рубеж в 100 воздушных побед. Всего сбил 101 самолёт противника во время Второй мировой войны и 14 — во время Гражданской войны в Испании.

Плейбой в кабине «Мессершмитта» – Адольф Галланд


Галланд


Одна из самых объёмных глав книги посвящена одному из самых известных пилотов Люфтваффе, Адольфу Галланду (19 марта 1912 — 9 февраля 1996). При этом внимание уделено не только его военной карьере, но и активной послевоенной деятельности. Кроме того, автор акцентирует внимание на неоднозначном отношении Галланда к политике Гитлера и Геринга, их взглядам на воздушную войну.

27 января 1943 г. 53 В17 из 8й воздушной армии США пересекли Северное море и атаковали базу немецких подлодок в Вильгельмсхафене. Это был первый дневной налет американских тяжелых бомбардировщиков на территорию Германии – воздушная война в Европе вступила в новую фазу. Галланд был немедленно вызван в ставку фюрера.

Гитлер спросил его, что нужно, чтобы остановить налеты на Германию. Галланд ответил, что необходимо увеличить численность истребителей. Далее последовал следующий диалог:
Гитлер: «Увеличить?! На сколько?! Вы должны иметь превосходство над противником?!»
Галланд: «На каждый вражеский бомбардировщик я должен иметь по три-четыре одномоторных истребителя».
Гитлер: «Если вы будете иметь это количество, какие результаты я могу ожидать?»
Галланд: «Дневные налеты будут остановлены. Но если бомбардировщики будут летать в сопровождении истребителей, то мне, кроме того, понадобится еще по одному истребителю на каждый вражеский истребитель».
Лицо Гитлера потемнело: «Вопрос о появлении над Рейхом вражеских истребителей не стоит! Рейхсмаршал гарантировал мне, что построить такие истребители технически невозможно!»

События последующих двух лет войны полностью подтвердили правильность оценок Галланда. Однако главнокомандующий Люфтваффе еще достаточно долго полагал и старательно поддерживал это мнение у фюрера, что американские истребители не появятся над Германией.

Всего Адольф Галланд совершил 705 боевых вылетов, принимал участие в воздушных боях на Западном фронте и операциях по защите Рейха. Четырежды был сбит. Одержал 104 воздушных побед, при чём семь из них — на реактивном истребителе «Messerschmitt Me.262».

Кто вы, господин Голлоб? – Гордон Голлоб


Голлоб


В отличие от Мёльдерса и Галланда, успех третьего кавалера Бриллиантов из числа лётчиков-истребителей и героя третьей главы – Гордона Голлоба (16 июня 1912 — 7 сентября 1987) – связан с Восточным фронтом. При этом оценка деятельности Голлоба, как и его личности, является самой неоднозначной.

До конца жизни он гордился тем, что возглавляемая им JG77 была одной из самых результативных эскадр с минимальными собственными потерями, а также тем, что в боевых вылетах потерял только одного ведомого.

Надо заметить, что с этими утверждениями отнюдь не все были согласны. Так, известный ас Йоханнес Штейнхоф в своем интервью, напечатанном в феврале 2000 г. в журнале «Word War 2», в частности, говорил: «Хорошо, я скажу об этом, хотя и не скажу ничего нового о Голлобе. Потери возрастали повсюду под его командованием, так же как у Геринга в Первую мировую войну. Он назначал командиров подразделений не из-за их компетентности, а из-за их лояльности нацистской партии, а таких в Люфтваффе было очень немного».

В целом Голлоба все оценивали как способного летчика. Но при этом его способности как командира были крайне низкими, прежде всего из-за его нездорового духа конкуренции и стремления произвести благоприятное впечатление на вышестоящих начальников.

Так что на риторический вопрос: «Кто вы, господин Голлоб?», не существует однозначного ответа.

Гордон Голлоб совершил около 340 боевых вылетов, одержав 150 побед в воздухе, из них 144 – на Восточном фронте.

«Звезда Африки» – Ханс-Йоахим Марселль

Ханс-Йоахим Марселль



Глава, посвящённая одному из самых результативных экспертов Люфтваффе – очаровательному Хансу-Йоахиму Марселлю (3 декабря 1919 — 30 сентября 1942) – наверное, сама живая и увлекательная из всех. Впрочем, про такого человека, каким был Марселль, просто нельзя написать иначе: всё-таки попадать в разные нестандартные и даже неловкие ситуации у него получалось не хуже, чем сбивать самолёты противника. В книге приводятся многие интересные и забавные эпизоды из его карьеры, заставляющие симпатизировать этому молодому и несомненно талантливому лётчику, прожившему короткую, но яркую жизнь.

Отличный пилот и стрелок, «Звезда Африки», Марселль вовсе не считал себя героем. Он просто делал то, что у него лучше всего получалось – летал и сбивал самолёты.

Газеты пестрели его фотографиями и заголовками типа «Марселль герой! Победитель в 100 воздушных боях!» и «Берлин гордится тобой!». Когда ему показывали их, Марселль смеялся: «Они предполагают, что я герой?! Я – герой?!» Для него это было не более чем шутка.

Уникальная тактика, разработанная им уже во время Африканской компании, позволила Марселлю добиться выдающихся результатов: так, 3 июня 1942 он в течение одиннадцати минут сбил шесть сразу шесть «Томагавков», а в ходе трёх боевых вылетов 1 сентября 1942 одержал сразу 17 воздушных побед. Всего до своей трагической гибели 30 сентября 1942 Марселль совершил 388 боевых вылетов и сбил 158 самолётов противника.

Пролетарии всех стран… – Герман Граф


Герман Граф


Название главы, посвящённой Герману Графу (24 октября 1912 — 4 ноября 1988), связано в том числе с его происхождением из среды рабочих. Добившись основных своих успехов на Восточном фронте, он уважительно отзывался о советских лётчиках. При этом его отношения к нацисткому руководству было довольно-таки критичным:

В период работы Графа в муниципалитете Энгена произошел примечательный эпизод. К власти в Германии уже пришли нацисты, сразу начавшие преследование евреев. Многие из них начали покидать страну, но власти дали указание ставить в их паспорта специальную литеру «J», чтобы затруднить им пересечение границы. Граф же помог одной еврейской семье благополучно перебраться в близлежащую Швейцарию, не пометив ее паспорта. Тем самым он подверг себя огромному риску и едва не был уличен нацистскими властями.

Всего за время войны Герман Граф совершил около 830 боевых вылетов, одержав 212 побед в воздухе (из них 202 — на Восточном фронте). При этом интересно, что главной его страстью (конечно, после авиации) был футбол.

Роковой талисман – Вальтер Новотны


Новотны


Вальтер Новотны (7 декабря 1920 — 8 ноября 1944) стал восьмым по счету человеком в Третьем рейхе и шестым летчиком-истребителем Люфтваффе, получившим Бриллианты. Один из самых результативных пилотов, он так же был одним из асов Люфтваффе, в конце войны освоивших реактивный истребитель Ме262, который, правда, и стал причиной его гибели.

Основную же часть своих побед Новотны одержал на одномоторном истребителе FW190.

23 декабря Новотны посетил завод фирмы «Фокке-Вульф» в городке Бад-Айльзен, в 13 км юго-восточнее Миндена. Там он познакомился с создателем FW190 профессором Куртом Танком и с летчиками-испытателями Хансом Кампмейером, Вернером Финком, Альфредом Мочем и Рольфом Мондри. Несмотря на за прет подниматься в воздух, пилот не устоял перед искушением и совершил полет на «Фокке-Вульфе», продемонстрировав собравшимся свое мастерство. Прощаясь с известным асом, профессор Танк подарил ему на память модель истребителя FW190, которая до сих пор хранится в семье Новотны.

Всего Вальтер Новотны совершил 442 боевых вылета, одержав 258 побед в воздухе, из них 255 — на Восточном фронте.

«В порочащих связях замечен не был…» – Гельмут Лент


Лент


Гельмут Лент (13 июня 1918 — 7 октября 1944) — первый ночной истребителей, удостоенный Бриллиантов. Так же, как и Мёльдерс, Лент был глубоко верующим человеком, что, отчасти, и определило его отношение к войне.

Так, Лент считал, что «война ужасна, но если она все же должна быть, то вести ее нужно с честью и рыцарским отношением к против нику, она должна затрагивать как можно меньшее число людей. Сбрасывать же на города и села мины и бомбы с фосфором, убивая при этом женщин и детей, невероятно грязное дело». Его друзья поговаривали, что, сбив вражеский самолет, Лент потом каждый раз молился за его экипаж. Трудно сказать, чего было больше в их словах, ироничного отношения или же глубокого уважения.

Получив хорошее образование, Лент был по-настоящему интеллигентным человеком, терпимым к убеждениям и вере других людей. В то же время, обладая беспристрастным характером и непреклонным духом, он не боялся высказывать свое мнение по любым вопросам даже самому высокому начальству.

Что касается названия главы, то здесь имеет место отсылка к той лояльности, которую проявляло руководство Люфтваффе в отношении связей Лента. Дело в том, что его жена, Елена Сенокосникова, была из семьи русских эмигрантов, а два старших брата были проповедниками Конфессиональной церкви, открыто выступавшей против политики национал-социалистов. Как ни странно, на военной карьере самого Лента всё это никак не сказалось.

Всего до своей трагической гибели Гельмут Лент Совершил 507 боевых вылетов, одержав 110 побед ( из них 103 ночных).

Черный дьявол – Эрих Хартманн


картинка Daniel_Domerk


История Эриха Хартаманна (19 апреля 1922 — 20 сентября 1993), считающегося наиболее результативным лётчиком-истребителем за всю историю авиации, здесь представлена как история немецкого военнопленного, которому пришлось более десяти лет провести в советских лагерях, а так же история любви, выдержавшей испытание временем.

В книге описывается не только военная карьера Хартманна, но и все его послевоенные "приключения", в том числе и жизнь в лагерях и служба в Бундеслюфтваффе ФРГ.

Его характер сформировался в плену, в лагерях и тюрьмах, он совершенно был неспособен вилять или подстраиваться под политическую конъюнктуру. Он никогда не говорил вышестоящим офицерам «да», если считал, что нужно ответить «нет». Один из офицеров, знавший Хартманна еще по плену, вспоминал: «Он не проявлял к ним тактичности. Он разговаривал с ними, словно это были офицеры НКВД, чья голова была забита одной идеологией».

И естественно, что среди отдельных начальников вскоре стало «хорошим тоном» регулярно повторять, что «Хартманн не совсем хороший командир эскадры». При этом его отношения с действительно компетентными руководителями, такими как первый инспектор Бундеслюфтваффе ФРГ генерал Каммхубер, со ставшими генералами Штейнхофом и Раллем, всегда были великолепными. Этим людям можно было говорить правду.

Всего за время Второй Мировой Хартманн совершил 1525 боевых вылетов, одержав 352 воздушные победы.

Призрак Сент-Тронда – Хейнц Шнауфер


Шнауфер


Последняя глава посвящена Хейнцу Шнауферу (16 февраля 1922 — 15 июля 1950), бывшему, как и Лент, ночным истребителем, и пережившем войну, чтобы погибнуть в автомобильной катастрофе... Шнауфер стал лучшим пилотом ночной истребительной авиации Второй мировой войны и последним, девятым по счету, кавалером Бриллиантов среди истребителей Люфтваффе.

Кроме него самого, в книге рассказывается и о членах его экипажа, без которых Шнауфер не смог бы добиться такого успеха, и которые были его преданными друзьями. При этом отмечается, что сам Шнауфер был отличным командиром, поддерживавшим хорошие отношения со своими подчинёнными.

В 1995 г. его адъютант Георг Фенглер вспоминал: «К тому времени, конечно, мы все понимали, что война проиграна и что мы не можем победить. Хотя это было совершенно ясно нам, мы все же продолжали защищать нашу родину. И Хейнц тоже понимал это. Когда он получил Бриллианты, он обратился с речью ко всему офицерскому составу группы, в которой подтвердил это.

Он сказал нам, что ожидает от нас, что мы будем продолжать наши вылеты по защите родины, хотя совершенно ясно, что мы не можем больше надеяться выиграть войну. Вам может показаться, что для Хейнца было опасно говорить такие вещи, но вы должны понять общий дух частей ночных истребителей подобно нашей. Мы были почти как тайное общество, и никто не мог передать эти слова еще кому-нибудь – мы были слишком близки. Мы доверяли друг другу».

Всего в ходе войны Шнауфер сбил 121 самолёт противника.