Больше рецензий

shulaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 октября 2014 г. 21:21

2K

4

Оговорюсь на всякий случай, что книгу читал, не слушал. Просто не нашёл на сайте, чтобы пятый том был представлен отдельно от шестого. Между тем, эпоха в пятом томе описываемая знаменательно отличается от описываемой в шестой. Это - время царствия великих князей Ивана 3 Васильевича (1462 - 1505) и Василия 3 Ивановича (1479 - 1533). Особенно это время своей переходностью, период удельных усобиц постепенно уходит в прошлое, Москва основательно становится стольным градом Руси, Орда теряет власть окончательно. С другой стороны - впереди время Ивана Грозного, правителя в истории Руси абсолютно уникального, о нём, думаю, очень долго буду читать различные книги.
Сейчас же очень кратко о 2 вышеозначенных правителях.
- Соловьёв детально описывает процесс постепенного покорения Новгорода, о многих походах на этот город, о многих перемириях, после которых самостоятельность Новгорода сокращается как шагреневая кожа. Обильно цитируется летопись, не одно мало-мальски значимое событие в эпопеи покорения не остаётся Соловьёвым незамеченным. Сергей Михайлович прямо не говорит в таких терминах,но даёт понять, что покорение Новгорода - дело прогрессивное, ибо государство русское должно быть сильно и едино, то, что исстари было русским, русским же и должно остаться. Что плохо было в самостоятельном Новгороде? Он мог отложиться к католической Литве. Как смотреть на это с современных позиций - вопрос открытый, для Соловьёва же в 19 веке такой вопрос даже не мог стоять...
- Соловьёв рассказывает в подробностях, как фактически и юридически Иван 3 уничтожал власть и права удельных князей, как князья удельные (т. е., самостоятельные поместные государи переходили в разряд, фактически бояр).
- Соловьёв рассказывает о второй жене Ивана 3, Софье Палеолог, дочери последнего византийского императора Фомы. О перипетиях династической борьбы вокруг выбора приемника. Выбор - либо Василий, сын гречанки, либо Дмитрий Внук, сын Ивана Молодого в молодом возрасте умершего. О том, что в какой-то момент Софья переживала даже тяжкую опалу, но власти для сына добилась...
- Но мне показалось, что центральное внимание Соловьёв всё-таки уделяет дипломатической истории того времени, тому, как на какое-то время Казанское ханство покорялось Москве, но всё же не до конца, о Менгли- Гирее Крымском, хане, признававшем Москву союзником.
О бесконечных войнах с Польшей-Литвой, о попытке задобрить Литву браком Елены Ивановны с Александром, о последующих бесконечных письмах Ивана, чтобы муж Елену не неволил, не принуждал к католичеству, чтобы церковь ей особую, православную в Литве построил.
Эпоха Василия 3.
- Странная смерть сестры Елены, вероятно отравление.
- Войны продолжаются. Русь отбивает Смоленск у Литвы.
- Кратковременный союз с Крымом - закончен, ханы требуют у Руси слишком большие дани за дружбу, бывали и набеги... Контакт с Турцией Иван искать пытался, дружба была невозможна.
- Описание посольства Герберштейна из Священной Римской Империи. Сложно выразить до конца его роль. С одной стороны, хочет склонить Русь к миру с Польшей для союза против Турции, с другой стороны - мешает выгодному Руси миру.
- Важна роль Михаила Глинского (выходец из литовских владений), впоследствии повлиявшего и на судьбу Ивана Грозного, Елена Глинская (мать И4Г) - племянница Михаила.
- Подробнейшее описание последних дней Василия.
- Изумительный анализ экономической и юридической истории Руси. Скорее - для специалистов.
---
Получился скорее беглый пересказ, чем рецензия. Но ведь и сам Соловьёв частенько занимается пересказом летописи. Не попрёк. Современного читателя Соловьёв должен был ознакомить с летописями, всё-таки читать их - не самое простое занятие.

Комментарии


Великое княжество Литовское на самом деле было не таким уж католическим - Москве было выгодно преувеличивать "окатоличивание", чтобы привлекать симпатии на свою сторону, как защитницы православия. Католической была династия Гедыминовичей и то только с середины XV века, да часть магнатов и шляхты, при этом высшие посты в государстве неоднократно занимали православные (к примеру, Константин Острожский - великий гетман).
Кстати, сохранились письма Елены отцу, в которых она пишет о том, что никто её ни к чему не принуждает (у них с Александром вообще был на редкость счастливый брак при таких заданных условиях), и просит отца не вбивать клин в отношения.

Не помню уже, насколько подробно расписана у Соловьёва судьба Глинского, но это один из моих любимых персонажей - вот бы о ком книгу написать или фильм снять. :)


Всё-таки - это уже эпоха более тесного объединения Литвы и Польши, мы можем проследить историю Литвы в дальнейшем, чтобы прийти к выводу, что опасения Москвы были справедливы.
Относительно брака Елены Ивановны с Вами согласен, у Соловьёва об этом тоже есть, я не уомянул, простите. Судьба её представляется мне трагичной, и, представляется мне, не надо отца считать в этом главным виновником. Роковое, трагическое стечение обстоятельств, семьи монархов таки живут не совсем по ординарным человеческим законам...
Про Глинского согласен не менее.


Ну это мы сегодня можем проследить, вряд ли забегание вперёд может использоваться в качестве аргумента - история ведь могла повернуть куда угодно.
Насчёт Елены и отца - да, разумеется, там всё не просто и не однозначно.


Прочитав труд Соловьёва, я всё-таки продолжаю быть убеждённым, что ко времени правления Ивана 3 тенденция к максимальному окатоличеванию Литовско- Польского государства определилась вполне наглядно.


Ну, оценка Соловьёва в этом вопросе вряд ли такая уж объективная - с учётом времени написания, это вы и сами в рецензии отметили.
А Польско-Литовского государства ещё не нет - есть Княжество и Польская Корона, между которыми существует только династическая уния, при том что обе монархии сословно-представительные. Объединение произойдёт в 1569 году. Вот тогда и начнётся масштабное распространение католичества.


Вопрос крайне спорный. Уже Ягайло активно насаждал католичество. Я думаю, можно прийти к компромиссной позиции относительно того, что до 1596 года (Брестская уния) в Литве сохранялся относительный паритет религий.


В истории почти все вопросы такие - за то и любим. :))
Да, распространение католичества было прописано в акте об унии с Польшей. Хотя на тот момент скорее не насаждали, а создавали условия, когда шляхте выгоднее было переходить в католичество. Но Ягайло недолго правил в княжестве после избрания на польский престол - с 1385 по 1392, потом он передал власть Витовту.
Но в общем я согласна - до конца XVI века паритет был.


И хорошо.
Ой, предвижу, когда начну писать отзывы на книги про Грозного - споров будет премного...


Не обязательно. :)


нифига себе томов... там по сколько страниц?


В среднем, по 300 страниц с лишком на том.


тогда ладно... только что-то уж слишком раздробили


Подразделение на тома принадлежит самому Соловьёву. Год жизни - том (правда, я не проверял досконально, всегда ли так последовательно).


Очень очень интересно :)


Благодарю.