Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 октября 2014 г. 16:07

224

2.5

Книга моих неоправдавшихся ожиданий. «Скандинавский детектив» для меня в последние годы звучит очень привлекательно, и такие детективы я в «читалке» всегда оставляю про запас – для особых случаев. Стараюсь читать их неспешно и с удовольствием – почти как готовить и есть смёрреброд. Что же не срослось на этот раз между мной и шведским криминальным романом? Во-первых, нелепая интрига – преступником оказывается странный персонаж, «отыгравший» убийством (!) какую-то детскую благодарность за дружбу (?). Может быть, так бывает, но для хорошего детектива это слишком уж вычурный мотив, да и вскрывается он, когда ты уже изуверился во всех возможных «плохишах». Во-вторых, очень тягомотное повествование – сюжет движется тошнотворно-медленно и вяло, как стокгольмский дождь, как унылые ноябрьские сумерки, как городская пробка: всё время ощущаешь себя холодно, неуютно, тревожно, вне времени и почти на грани болезни, если не сумасшествия. Если бы интрига была «горячей», всё это воспринималось бы как своеобразная атмосфера романа, как фирменный «скандинавский стиль», но вне интриги читается с трудом и внутренним неудовольствием. В-третьих, не думаю, что это была замечательная идея - совместить детективный сюжет с алкоголизмом и неупорядоченной личной жизнью несколько маскулинной главной героини. Женский алкоголизм во много раз страшнее и тяжелее, чем мужской, и сам по себе это мог бы быть сильный сюжет, но, спрятанный в детектив, он утратил социальный пафос, вызывая только раздражение: желая вычислить, кто же всё-таки преступник, ты всё время, как о камни, спотыкаешься о проблемы Малин Форс, которые «здесь-и-теперь» совершенно не украшают действие и тормозят его. В-четвертых, мистический ракурс, сформированный голосом убитого Йерре Петерссона, кажется совершенно неуместным, как аляповато намалёванный декор на классике. В-пятых, суровая и технологичная любовная (да нет, не любовная - сексуальная) линия, редкие акты которой воспринимаются как приём лекарства, не впечатляет - у этой любви какое-то совершенно «не женское лицо». А невостребованная никем любовь женщины-детектива, страдающей алкоголизмом, и вовсе кажется перебором. В-шестых, надоедает наличие избыточных персонажей, которые выполняют какую-то одну функцию (например, найти письмо от шантажиста и пару раз намекнуть на харрасмент), не успев сложиться в характер, в индивидуальность. Всё вместе создаёт ипохондрически-фальшивое впечатление и чувство зря потраченного времени.