Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

9 апреля 2024 г. 23:25

93

3 Спойлер Дозоры с классовых позиций

Когда-то уже писал рецензию на "Шестой дозор", решил удалить и написать новую, обобщающую то, что автор успел выразить на протяжении всего цикла из шести книг. Книги, написанные другими авторами, даже не в соавторстве с Пейсателем, вроде "Лика Черной Пальмиры", намеренно не рассматриваю, меня в данном случае интересует то, что вышло из-под клавиатуры Лукьяненко.
Лукьяненко, как я понял, писатель достаточно конъюнктурный. Он менялся сам, менялся вместе с обществом, со страной, с новыми культурными стереотипами, установками, литературными веяниями, запросом читателей. По сути по этому циклу можно изучать тенденции, которые появлялись в общественной жизни стран бывшего СССР, понимать настроения, царящие в обществе.
Вот "Ночной дозор"., 1998 год. Книга мрачная, настроение немного депрессивное. Простой программист-Иной Антоша очень грустный. Ему не нравится, что происходит вокруг, что страна обнищала, люди потеряли нравственные ориентиры, кругом коррупция, развал. Выводом книги является то, что один человек не вправе и не в силах изменить мир к лучшему. Можно спорить долго о том, правильно так считать или нет, но в целом это соответствовало тому, к чему обычно приходит писатель-интеллигент того времени. Люди просто устали от изменений. Лучше уж хранить равновесие.
Не случайно подчеркивается, что Светлый Гесер похож на партийного советского функционера, а Завулон - на бизнесмена. Автор не отказывает ни тем, ни другим в праве на существование, но все же признает, что Тьма привлекательнее, а Антон не находит слов, чтобы осудить Тьму, кроме того, что Темные живут только для себя.
В книге не раз проводятся параллели между Светлой идеологией и коммунизмом, но достаточно тонко, не столь прямолинейно, как в будущих книгах.
"Дневной дозор" вышел в 2000-м. В нем куда меньше политоты, но она там есть. Книга уже не столь депрессивна, есть просвет. Антон впервые показывает свои патриотические чувства в эпизоде общения с Эдгаром и американским пилотом, осуждая бомбардировки Югославии, перемывая косточки "пиндосам" с их любовью к примитивным видам спорта. Он уже почти полностью принимает правила игры и не так сильно рефлексирует.
В "Сумеречном дозоре", написанном в 2003 году, Лукьяненко внезапно разворачивается на полную катушку в плане того, как бы подвергнуть ревизию не дающую ему покоя советскую идеологию. Выясняется, что человечество имело шанс построить коммунизм на всем земном шаре, но в этом случае люди бы узнали о существовании Иных, и ведьма Арина эксперимент саботирует, в итоге имеем, что мы имеем. Разумеется, когда я это прочитал, у меня совершенно не вызвали понимания переживания Иных по поводу того, как злобные людишки вдруг обзавидуются и будут этих Иных вешать на каждом шагу. Но Лукьяненко не удовлетворился этим объяснением, и, когда Антоша спросил Гесера об этой истории, тот начал расписывать, как случится третья мировая, как с лунных баз будут сбрасывать ядерные ракеты на Землю. и Антон успокоился, уверенный, что черт с ним, с коммунизмом, и с сортами колбасы.
Довольно глупо пытаться доказывать, что коммунизм не работает, на основе выдуманных и не проработанных историй, которые даже в книжной вселенной так и не случились.
"Последний дозор", на мой взгляд, одна из наиболее сбалансированных и еще не скатившихся в откровенный бред книга из этой серии. Я вообще не припомню там ни одной отсылки к истории или политике, которые вызывали бы раздражение. Кажется, в ней Лукьяненко больше сфокусировался на теме отношений, привязанности к семье, и тому подобное. Возможно, в 2005-м году Лукьяненко ощутил, что живет в "стабильной России Путина", и ему стало как-то спокойно за себя, свое будущее, свое материальное благосостояние. Нельзя забывать, что уже тогда вышли экранизации, которые принесли ему денег. Фильмы ужасные, но агрессивная рекламная кампания заставила людей раскошелиться на билеты и красную икру для Пейсателя.
Однако 2012-й и особенно 2014-й годы вернули Лукьяненко на скользкую дорогу политоты.
Серия началась в ельцинской России и закончилась при Путине, и Лукьяненко изменился. Внезапно, обогатившись и подчинившись принципу "общественное бытие определяет сознание". скептически настроенный ко всем мизантроп Лукьяненко стал патриотом России, со всеми вытекающими.
В "Новом Дозоре" ведьма Арина, которая "отменила" коммунизм для России, внезапно озаботилась ее судьбой за пару десятков лет до этого и предотвратила смерть цесаревича Алексея, потому что в противном случае, как ей было предсказано, Россиюшка развалится. Это явная нестыковка, потому что на судьбу России ей было плевать, когда она саботировала эксперимент Светлых. Видимо, главное, чтоб коммуняки к власти не пришли! При этом Арина очень гордится своим поступком в отношении "спасения России" и сильно переживает.
Но вот что началось в последней книге цикла, без смеха сложно описывать.
Выход книги совпал с известными событиями на Украине. И вот в книге появляется ведьма украинского происхождения, с фамилией "Хохленко" (!), которая при встрече с Антоном заявляет ему: "Я малоросска, хохлушка, украинкой меня не зови" и выражает свой негатив по поводу евромайдана. Здесь явно такая конъюнктурная позиция автора, очень топорно выраженная. Явно было лишнее, бесполезный персонаж, который по сути не сыграл никакой роли, а только транслировал неуместный, чрезмерный в то время шовинизм. Это сейчас, с учетом нынешней обстановки, можно глумиться с фамилиями и Малороссией, но тогда...
Но главное - это то, как на самом деле Лукьяненко решает свой конфликт, прослеживаемый на протяжении всего цикла, с коммунистической идеей.
Короче, выяснилось, что коммунизм был очередным глобальным экспериментом Светлых. Вскользь об этом говорилось и в других книгах, но автор часто противоречил сам себе. Вот в "Ночном дозоре" Ольга говорит, что коммунизм был прекрасно рассчитанной системой, и только ее вина была в том, что он не реализован. Антон уточнил, является ли коммунизм идеей светлых, но Ольга говорит, что они лишь поддержали ее.
Через несколько страниц Завулон кидает обвинение, что Светлые не только коммунизм придумали, так еще и национал-социализм! Я заржал.
Потом, как известно, Арина рассказала. что Светлые насадили "красную заразу", так еще и внедряли кодекс строителя коммунизма с помощью магии в головы людей. Так, конечно, люди б никогда не додумались! (сарказм). Гесер позже подтвердил, что коммунизм (внимание!) противен природе человека!
Дно пробивалось сильнее и сильнее. И вот Антоша, уже матерый дозорный, на уроке "юным" воспитанникам поведал, что Октябрьская революция все же была экспериментом Светлых, и это было позволено Темными...на том основании, что в свое время Светлые позволили Темным устроить свой социальный эксперимент - Ренессанс!
Вы только вдумайтесь, все достижения эпохи Возрождения, по версии Пейсателя, были придуманы эгоистами Темными, а Светлые внедрили консервативные мракобесные религии и инструменты вроде святой инквизиции, а в один ряд с этой дикостью Лук поставил коммунизм. Ну, то есть, с одной стороны мы имеем христианство, ислам и коммунизм, а с другой, Ренессанс, рыночную экономику, либеральные идеи, свободные выборы.
Между тем очевидно, что коммунистические идеи разрабатывали не альтруисты, моралисты или церковники, а люди прогрессивных, гуманных, что важно, взглядов, в том числе, кстати, и либеральных. Коммунизм был привлекательной идеей не потому, что кому-то хотелось заставить всех строем ходить, а ровно наоборот, освободить от гнета финансового капитала, реализовать весь потенциал человечества. Можете себе представить, чтобы Марксом и Энгельсом руководили соображения в духе "Надоели эти либералы со своей свободой, нужен коммунизм как новая религия"?! Это же просто абсурд!
Лук не успокаивается. В "Шестом дозоре" все чаще и чаще возвращаются к провалу коммунизма. Он уже обозвал его "красной заразой", дал понять, что это какая-то полурелигия и сплошной концлагерь, так нет же, этого ему мало!
Только представьте - собрались все главные герои на последнюю битву с порождением Сумрака, грозящем избавить мир от Иных. Обсуждают они прошлое, и вдруг Завулон говорит: "Коммунизм все же был глупой идеей". И вся эта обуржуазившаяся волшебная шушера понимающе молчит, никто не спорит.
А все почему, напомню я? Потому что при коммунистическом обществе наука позволила бы узнать о существовании Иных, и не получилось бы эксплуатировать людей, черпая их магическую силу и паразитируя на них.
Тут же выплывает главная нестыковка цикла. В пятой книге Арина хотела уничтожить Сумрак, чтобы Иных не стало, и все стали людьми. Но в шестой Двуединый бог, угроза "всему живому", хочет сделать ровно то же самое! И Арина, зная заранее, что он хочет сделать, объясняет, что нет, теперь это уже не актуальная идея, потому что если Иных не будет, то оставшиеся живые существа станут Иными. Я не знаю даже, как это воспринимать всерьез. То есть, автор уже просто мочится нам в глаза, настолько не уважает читателей.
На самом деле это было бы просто великолепно, если б Иных не стало. По сути Иные - это тоже своего рода аллегория. Иные - это буржуи. Есть буржуи Светлые, заботящиеся о своих работниках, а есть жесткие эксплуататоры. Но у всех один интерес -выжить за наш счет.
Казалось бы, мы должны презирать Иных, но Лукьяненко, довольно откровенно обозначающий эту разницу между Иными и людьми, тем не менее ставит акценты так, что мы не осуждаем их. Типа "А что, на их месте вы бы поступили по-другому?". Ну, как известно (Пейсателю), у нас якобы такая природа, что все мы эгоисты. все мы готовы унижать и эксплуатировать друг друга.
Поэтому Иные на самом деле такие же, как мы, просто им повезло, они шли к успеху! А так смотрите, они хорошие, следуют семейным ценностям. Антоша любит свою жену и дочь. Ведь это так, можно сказать. неожиданно, так умилительно! Как будто другим людям это не свойственно. Что там говорил Доминик Торрето? Тоже своего рода "Иной". Самое главное - это семья. И Владимир Владимирович тоже так думает.
Поэтому мораль книг проста. Не надо слишком много на себя брать, заботиться о людях, об обществе, что-то искать, открывать новое - все это самообман. Вот у тебя есть семья? Сконцентрируйся на ней, а все остальные - это либо твои союзники, либо враги, либо инструменты.
Да, никогда у Лукьяненко, продукта буржуазного общества, не будет яиц уничтожить Иных в книге. В конце концов, на чем тогда деньги зарабатывать?
Человеком становится только Антоша. Не случайно, кстати. Он персонаж рефлексирующий и деятельный, он любит думать о людях, берет на себя много. Вот автор его и наказал. лишил всех волшебных сил.
Готовится к выходу седьмая книга, накал идиотии возрастает. Никто Антошку не любит, жена и дочь бросили... Он так страдает. Теперь он уже биологически неполноценен. В класс буржуазии так просто назад не вернешься.
А как бы выглядела эпопея о Дозорах, если бы ее допиливал человек коммунистических взглядов?
Во-первых, он бы обязательно объяснил способности Иных материальными, научными причинами. Хотя бы примерно так, как появление сверхспособностей у людей в будущем объясняли в сериях о людях Икс (явно повлиявших на автора) или у Стругацких в Мире Полудня. Но эти сверхлюди в итоге служили бы обществу. Да, нашлись бы всякие Завулоны, которые хотели бы сохранить ситуацию, при которой люди и слабые Иные ему бы прислуживали и продлевали ему жизнь и власть. Но люди бы восстали, ведомые товарищем Городецким и воспитанной им в правильном духе дочерью Надей, могущественной волшебницей. В страшной битве многие бы пали, но власть Иных бы кончилась. Вот был бы хэппи-энд!

o-l.jpg
0:01