Больше рецензий

5 октября 2014 г. 12:24

745

4

Хорошая книга, могу посоветовать тем, кто любит Джейн Остен, а особенно - её юмор, и не боится длинных предложений. Юмор и стал для меня главным достоинством "Эгоиста" - классический, английский, напоминающий еще и о Диккенсе...
Вообще роман много о чем напоминает, но остается единственным в своем роде - я ничего такого еще не встречала. Судя по объему, предполагаешь увидеть нечто вроде "Ярмарки тщеславия" или "Дэвида Копперфильда" - много событий, много персонажей, большой промежуток времени, масштабность, в конце концов. Открываешь книгу - ничего подобного. Подзаголовок "Эгоиста" - "Комедия для чтения", и это о многом говорит, помимо того, что должно быть смешно. Но поди пойми, о чем тебя предупреждает автор, пока не прочел книгу. Так что сюрпризов было много.
Первый сюрприз - роман очень сильно отдает классицизмом, тем, который был перед романтизмом (или сентиментализмом? как там в школе учили?). На ум приходят пьесы типа "Недоросля" Фонвизина, и становится странно, что у персонажей имена не говорящие. Хотя у ГГ фамилия таки на что-то намекает, точно. Мередит практически соблюдает единство места, времени и действия. Действие происходит в поместье сэра Уилоби Паттерна (он же Эгоист из заглавия) и занимает совсем немного времени. Интрига состоит в том, что Уилоби хочет жениться на мисс Кларе Мидлтон, а она выходить за него не желает. Но вот проблема - Клара уже успела дать согласие (ну поторопилась немного, со всеми бывает), а потом поняла, что сэр У. - эгоист, и не любит она его, да поздно спохватилась. Вот вам классический конфликт долга и чувства. Всё, кроме суеты вокруг вокруг этой несчастной помолвки, в романе не происходит ничего. Диалоги, диалоги, авторские отступления... Персонажей мало, обстановка прямо-таки камерная, внешняя жизнь не вмешивается, и даже на хлеб себе зарабатывать никому не надо (ну почти). Что там говорить, если положение Клары - это, по словам автора, "чуть ли не худшее положение, в которое может попасть женщина в наш просвещенный век". Уже весело.
Второй сюрприз - это психологизм. Герои гораздо интереснее, чем персонажи того же "Недоросля" (прошу прощения у Фонвизина), подробно обрисованы (неудивительно при таком-то объеме), только что рентгеном не просвечены. Клара, во всяком случае, получилась совершенно живая. А Уилоби, как говорит аннотация, Голсуорси использовал в качестве прототипа Сомса Форсайта. Сомс, по-моему, убедительнее, но зато Уилоби смешной, ага.
Третий сюрприз - это авторский взгляд на семью, брак и положение женщин. Да уже то, что он взглянул в эту сторону, неожиданно! Тем более удивителен его подход к теме. Некоторые идеи Мередита мне показались очень необычными для викторианца. Хотя, может, я просто мало о них знаю...
И наконец, совершенно неожиданно книга прочиталась очень легко, залпом, с неослабевающим интересом. Только вот некоторые эгоисты (сэр У. не один такой, естественно) бесили так, что хотелось настучать им по голове. Зато не скучно. Советую, одним словом.

Дайте две.
Игра в классики.

Комментарии


Спасибо, что отчиталась:)
Посмотрю, может, и возьму её на втором заходе Классиков.


Посмотри :)
Я себе запланировала еще "Испытание Ричарда Феверела", но не знаю, когда, надо перерыв.


Какая хорошая рецензия! Книга в очереди, скоро дойду:)


Спасибо, буду ждать)


Как интересно, добавила себе.


Хорошо)


И как так получилось, что я даже не слышала об этой книге?))) Срочно добавила себе в хотелки))


Не очень популярный автор, надо рекламировать))


Ань, очень интересно. Забираю.


Забирай :)


и я добавила в хотелки! :)


здорово)