Больше рецензий

4 октября 2014 г. 19:05

2K

4

Взошел на Западе румяный царь природы,
И изумленные народы, не знают что начать -
Ложиться спать или вставать.
А. С. Пушкин

Очень пессимистическое предсказание будущего европейской культуры. Тем интереснее читать его столетие спустя, имея возможность сравнить написанное с действительностью и подойти к работе более критически. Несомненно, труд внушительный, интересный. Пожалуй, о хорошем все. Нет, конечно, без книги Шпенглера сложно представить себе изучение культорологии, философии, религией ведения и вообще познания культурного пространства. Однако, все ли так плохо на самом деле?

Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества.

Аргументы и контраргументы

Дабы понять ''Закат Европы'' для начала необходимо согласиться, что цивилизация - свидетельство упадка культуры, стадий умирания, можно сказать, агония. Культура - хаотическое состояние развития, жажды познаний, цивилизация - упорядоченное состояние умирание, суть знания. Но тогда надобно признать, что космос - атрибут смерти, а вся жизнь отмерла вместе с Большим взрывом, когда из хаоса возник порядок.
Мы, как люди живущие во времена цивилизации, конечно, не можем трезво оценить положение вещей. Потому Шпенглер впротивовес нашему историческому взгляду на мир проводит краткий курс истории разных культур и цивилизаций, в том числе тех, которые были аисторичны, то есть жили моментом, не зная прошлого и будущего, как например, греки. Он осуждает нашу систему ''Древний мир - Средние века - Новое время'', находя ее в корне ошибочной и ставит современному человеку в вину, что тот дескать мало интересуется культурами древними, зацикливаясь на недавних, зачастую мало значительных для мирового процесса событиях и обходя целые культуры стороной. Но ведь, нельзя не принимать во внимание, что как бы не интересовала людей история старина, она доходит до нас обрывочно и предается искажениям, ибо нас отделяет огромный пласт времени. И вероятно, педантично описывая современность, мы облегчаем работу потомкам. Сам же Шпенгер , к примеру, огромную российскую культуру, упоминает один раз, употребив цитату из Толстого, что не говорит в защиту его ''широкого и беспристрастного'' исторического взгляда. Ко всему прочему, акцентируя на изолированности каждой культуры, ее индивидуальном пути, он сам часто срывается на аналогии.
Интересен его подход к философии культуры с математической точки зрения. И действительно, ''математическим стилем'' можно обьяснить мировоззрение и религиозные взгляды, носителей одной культурной традиции. Но нельзя не понимать при этом, что 99 % населения не обладает такими знаниями, как сам автор. И вряд ли даже талантливых художников, музыкантов, деятелей других сфер настолько глубоко интересовала математика и они умышленно пользовались ее законами.
Говоря о культуре Шпенглер указывает на то, что любая культура живёт под знаком религии, при том практически забывая об огромной массе атеистов( в т.ч. среди умных и талантливых людей, которые на поприще науке защищали и продолжают защищать свои взгляды) и второй группе , имя которой ''захожане''. Несомненно, религия - как массовое и тоталитарное( часто) явление, как образ мышления, не могла не проникнуть в искусство, а следовательно культурное пространство. Но далеко не все она определяет.
Затем, о науке. Шпенглер считает, что наука не сможет уже сделать большие открытия, она выдохлась окончательна и основы физики, химии( наук будущего) подорваны противоречащими явлениями.
Во-первых, сто лет спустя мы видим, что это не совсем так, многие моменты, перестали быть сомнительными для современных учёных. Да и само сомнение - двигатель всякой науки. Безоглядочной вере разум не нужен. И одной верой сыт не будешь.
Затем о положении культуры в целом. Разумеется, это чисто субьективное мнение. Думаю, на взгляды Шпенглера повлияло упадочное, воинственное, шаткое начало 20 века. Однако, несмотря на все отрицательные моменты, искусство продолжает существовать. Если прежде господствовала музыка, затем живопись, а ещё ранее скульптура и архитектура, думаю 20 столетие можно назвать веком кино и литературы. Меняется процентное отношение, умирают старые стили, часть не выдерживает конкуренции или за ненадобностью канет в Лету.
Всю книгу условно можно поделить на 2 части
1. Понятно и без Шпенглера.
2. Ничего не понятно.
Но пищу для размышлений чтение мне дало.
Ещё считаю , что в лексиконе автора не хватает таких слов, как ''архетип'' и ''менталитет, ''ментальность'', они бы многое пояснили. Также, взявшись сразу за многое, он не рассматривает элитарное и утилитарное искусства. Многое в данной работе чисто субьективно, несмотря на боязнь учёного выразить, навязать собственное мнение.
Читать советую, но, вероятно, в более позднем возрасте, чем я. Я же ещё не раз вернусь к этой книге.
У нас она стоит, как программное произведение университета, и , думаю, вызывает , если не уныние и тоску, то бесконечные споры( хоть это и хорошо) , но, признаюсь, мы не в состоянии найти истину.

Комментарии


В таких случаях, увы, говорят "угадал все буквы, не смог прочитать слово".:(
Отзыв человека, абсолютно не сумевшего понять текст. Однако, оставившего несколько полезных замечаний.
"без книги Шпенглера сложно представить себе изучение культорологии, философии, религией ведения и вообще познания культурного пространства." Только не надо забывать и обратное утверждение: Невозможно понять книгу Шпенглера, не имея хотя бы элементарных знаний не только в культурологии, философии и религиоведении, но и в физике, высшей математике, истории, географии, музыке, изобразительном искусстве, экономике и политике, психологии.

" Но тогда надобно признать, что космос - атрибут смерти, а вся жизнь отмерла вместе с Большим взрывом, когда из хаоса возник порядок." Как физик, смею уверить вас ровно в обратном: "точка до Большого Взрыва" есть идеал прядка, а сам Большой Взрыв - рождение Хаоса, т.е. рождение жизни. Смерть Вселенной наступит (если наступит) лишь вследствие Второго закона термодинамики.

"Мы, как люди живущие во времена цивилизации". Вы или не читали Шпенглера, или живёте не в России (как минимум - в культурном смысле). По Шпенглеру мы, русские, живём не во времена цивилизации, как европейцы, а во время Предкультуры, подобно франкам после Карла Великого.

"ставит современному человеку в вину, что тот дескать мало интересуется культурами древними, зацикливаясь на недавних, зачастую мало значительных для мирового процесса событиях и обходя целые культуры стороной". Справедливости ради, Шпенглер ставит это в вину не абстрактному "современному человеку", а "современной", т.е. западной исторической науке и культурологии. Массам никогда нет дела до таких тонкостей, но совершенно невозможно было бы оправдывать, к примеру, физиков или химиков, что они лучше описывают процессы, находящиеся у них перед глазами, и совершенно не обращают внимание на те, которые можно разглядеть только под микроскопом (телескопом, осциллографом) или по косвенным свидетельствам (по следам распада).

"Сам же Шпенгер , к примеру, огромную российскую культуру, упоминает один раз, употребив цитату из Толстого". Шпенглер упоминает русских при каждом удобном моменте, особенно рекомендую Третью главу Второго тома. Однако, трудно что-то определённое говорить о Великой культуре, которая только начинается на наших глазах.

"Математический стиль" - не причина, а следствие. Видение мира, заложенное в каждом носителе определённой культуры, порождает математический, художественный, экономический и все прочие стили.

"Говоря о культуре Шпенглер указывает на то, что любая культура живёт под знаком религии, при том практически забывая об огромной массе атеистов"
//Сущность всякой культуры - религия; следовательно, сущность всякой цивилизации - иррелигиозность.// О.Шпенглер Вот туда, в цивилизацию смело помещайте всех атеистов и будет вам хорошее понимание Шпенглера.

"Шпенглер считает, что наука не сможет уже сделать большие открытия".
1. Шпенглер считает, что ЗАПАДНАЯ наука уже не сможет сделать большие открытия. Он вовсе не отрицает возможности появления иной (русской, к примеру;)) науки. Впрочем, на мой взгляд, современные Квантовая механика, теория поля и др. в квалификации Шпенглера были бы отнесены скорее к какой-нибудь "талмудической" или "каббалистической" науке.
2. Можете назвать какие-нибудь фундаментальные научные открытия, сделанные за последние 50 лет? Кто из нас помнит нобелевских лауреатов последнего десятилетия? Все открытия последнего времени носят экспериментальный характер и являются следствием развития техники, а не собственно науки.

"Читать советую, но, вероятно, в более позднем возрасте, чем я". Вот тут, пожалуй, безусловно соглашусь. Лично я прочитал ближе к 40, и с тех пор многократно возвращался. Но зато, только прочитав Закат, понял, зачем столько лет загружал свою память историей, физикой, математикой, музыкой и прочими художествами.:)