Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2014 г. 19:22

1K

4.5

Похоже, жанр фэнтези прямо на наших глазах переживает второе рождение. Последовательно пройдя через подражание канонам, обыгрывание канонов и наконец их полную деконструкцию ради самой деконструкции, коллективное бессознательное авторов наконец изобрело некую новую сущность – темное фэнтези. Можно, конечно, долго рассуждать, не является ли это извращением самой сути жанра – миры Толкиена стали меккой для тысяч эскапистов, но с реалиями современных столпов жанра лицом к лицу захочет столкнуться разве что закоренелый психопат, которому к тому же совершенно нечего терять. Но как бы то ни было, темное фэнтези как отдельный поджанр вполне себе состоялось. Есть тут и предтечи, и отцы-основатели, и признанные звезды, и даже молодое поколение новых звезд. И вот этот роман Люка Скалла является как раз заявкой на попадание в число последних.
Несмотря на то, что критерии принадлежности к темному фэнтези штука довольно зыбкая и неоднозначная, «Грозный отряд» совершенно точно оно, родное. Действие происходит в магическом мире, где много лет назад самые могущественные чародеи убили богов. Обретя через это бессмертие, маги разделили мир на части, а вскоре забыли былые годы, наплевали на старую дружбу и заделались врагами. Положение осложняет еще и то, что после смерти богов из мира уходит естественная магия, и чародеям-тиранам приходится выкачивать остатки силы из трупов убитых богов. В обстановке беспрестанных войн и раздоров мы и встретимся с героями книги, каждый из которых имеет свои причины бросить вызов диктату магов.
Набор героев, как впрочем и набор локаций, кажется довольно типичным. Суровый северянин Кейн и его закадычный друг Джерек скрываются от повелителя севера – мага-оборотня по прозвищу Шаман. Немногословные брутальные мужики с топорами и двуручниками, множество шрамов, неоплаченные долги прошлого, жажда мести, все как положено. Молодая амбициозная чародейка Илландрис, которая замыслила свергнуть богоубийцу Шамана и занять его место у власти. Еще один заговорщик Даварус Коул, который имеет зуб совсем на другого мага – тирана Салазара, который убил его отца. Несколько выбивается из общего ряда калека-чародей Эремул, который, впрочем, явно списан с аберкромбовского инквизитора Глокты. С другой стороны, выполнен этот персонаж очень достойно, это скорее попытка нащупать новый тип героя, которому не нашлось бы места в классическом фэнтези, а здесь он оказывается в самый раз. Думаю, со временем образ отшлифуется, какие-то детали отойдут в тень, и в целом архетип станет более гибким, как тот же воин-с-севера, которых жанр фэнтези видывал уже многие сотни и притом самых разных.
Стоит особо отметить, что образы героев именно что каноничны, но не шаблонны, герои ощущаются живыми и довольно сложными личностями. Потрудился автор и над структурой мира, добавив немало интересных подробностей. Здесь и необычная реализация убийства богов, и пограничные с постапокалиптикой мотивы нечисти и гиблых земель, и смутное предчувствие угрозы из-за моря. Эпизод, в котором герои сражаются с чем-то, отдаленно напоминащим Слендермена, просто шикарен. В последнее время в жанре появилось немало романов, заимствующих детали антуража или даже сюжетные ходы из хоррора или НФ, и здесь Скалл оказывается вполне в тренде. Сюжет закручен на удивление лихо, читается роман на одном дыхании, приключения и бои выписаны здорово. Особенно удались автору воспоминания Салазара о войне с богами, от которых просто захватывает дух. Впечатления портят разве что некоторые логические несостыковки, когда те или иные события происходят уж слишком вопреки обстоятельствам. Да и знания в области анатомии Скаллу нне мешало бы подтянуть, в его исполнении положительные герои, и особенно Кейн, кажутся уж слишком выносливыми.
В качестве вишенки на торте здесь выступают рассуждения, которые ну никак не ждешь от приключенческого мрачного фэнтези. Вместе с героями автор пытается понять, как вышло, что пережившие угнетение инквизиции маги сами со временем стали тиранами, как неограниченная власть превращает даже человека с самыми лучшими побуждениями в монстра и где проходит грань между малым злом по необходимости и преступлением. Роман перекликается с жертвенной тематикой «Пепла и стали» Сандерсона, с которым у него вообще много общего, и даже с монументальными вещами вроде "1984", отстоящими довольно далеко от такого «маргинального» жанра как фэнтези.
В итоге «Грозный отряд» производит очень приятное впечатление. Конечно, здесь нет фирменного черного юмора Аберкромби или той потрясающей проработки деталей, которая отличает произведения Брендона Сандерсона, но этот дебютный роман дает все основания предполагать, что однажды Скалл сумеет дорасти до уровня «небожителей», с которым его сейчас сравнивают авансом. В романе немало «сырых» мест, но явно виден талант и умение писать увлекательно и захватывающе. Что особенно приятно, Скалл пытается привнести в свою книгу идеолгическую и, не побоюсь такой пафосной характеристики, даже философскую составляющую, не останавливаясь на простом, пусть и талантливо выписанном приключении. В общем, я смело советую «Грозный отряд» всем любителям фэнтези, а сам беру автора на заметку и начинаю ждать продолжение.

Прочитано в рамках сентябрьского тура "Долгой прогулки" в качестве бонуса, команда "Тюлени любви".
Ненавистного мне Миллера я не читал по праву читателя "Дюны"

Комментарии


Немногословные брутальные мужики с топорами и двуручниками, множество шрамов, неоплаченные долги прошлого, жажда мести, все как положено.

Надо брать *_*


Беру!

))