Больше рецензий

28 марта 2024 г. 19:43

61

5 ДЖЕК РИЧЕР: НА ВОЛОСКЕ ОТ ГИБИЛИ

В романе «Гость» мы наблюдаем, как герой предыдущих романов Ли Чайлда Джек Ричер, попав в прошлом романе в ловушку своих чувств, повстречав свою первую любовь Джоди Джейкоб решил остаться в Нью-Йорке. И теперь он пытается построить свою жизнь с чистого листа. Это четвёртый роман из серии о похождении бывшего военного полицейского и двенадцатый в хронологическом порядке. Если честно, то в этом романе Ричер оказывается довольно противоречивым персонажем. Он как будто гость в этом странном для него мире. Всё начинается в ресторане «Мострос» который наш герой посещает последнее время вместе с Джоди. Однако в этот раз его подруга не смогла прийти и Ричер остаётся в ресторане один. В ресторане находятся всего лишь несколько человек, молодая пара, сидевшая за спиной нашего героя, и хозяин заведения, стоящий у стойки бара. Внезапно в ресторане появляются двое рэкетиров и путём шантажа пытаются содрать с того деньги. Ричер ставший свидетелем решает не оставаться в тени и вмешивается в ситуацию.

По ходу действия, я вижу, что автора при написания данного романа посетили те же мысли, что и меня, когда я читал его предыдущий роман «Ловушка». Начало, как и концепция в целом повторяет события первого романа «Поле смерти, когда наш герой остановился в придорожном кафе небольшого городка «Маргрейв» штат Джорджия, где его арестовали по подозрению в убийстве. В новом романе автор немного иначе расставляет знакомые ходы, в результате чего Джека Ричера задерживают возле его дома, доставшегося по наследству от Леона Гарбера. Именно в этой сцене мы впервые знакомимся с новыми персонажами, которые на деле являются старыми знакомыми. Парой из кафе оказывается сотрудники ФБР специальный агент Джулия Ламарр и Тони Пултон. Ламарр как когда-то Финли относится к Ричеру с насторожённостью. С другой стороны, предполагаю это было сделано специально, чтобы скрыть, что в будущем её также мог заинтересовать главный герой.

Читая различные мнения по поводу романов автора, я обнаружил, что некоторые читательницы задались вопросом: что такого находят женщины в Джеке Ричере? Автор не раз заостряет своё внимание на телосложении своего героя: он высок. Благодаря тяжёлым нагрузкам он выглядит подтянутым, но не перекаченным, как нам показали в сериале. Возможно, в прошлом он мог быть «мистером Олимпия», если бы участвовал в подобных конкурсах. Именно этот образ перед собой видит Джоди Джейкоб которая в своё время была тайна влюблена в него. Однако сейчас, когда они стали взрослыми, казалось бы, им ничего не мешает, однако в размышлениях Ричера автор даёт понять, что с последней встречи между ними возникла незаметная стена. Она часто пропадает на работе а Ричеру нечем себя занять. Как мы знаем Ричер арестован по подозрению в убийстве двух женщин, проходивших по делам о сексуальных домогательствах в армии. С чем я лично не согласен так как автор намерено водит читателя в заблуждение. ФБР давно вела слежку за нашим героем начиная с происшествия в маленьком городке «Маргрейв». Если кто помнит Роско Конклин, появившиеся в первом романе, отпускает Ричера поскольку не хочет, чтобы ФБР, которое отправила своих людей в их городок для проверки не задержала вновь Ричера. Однако как я предполагаю случившееся после, описание в трёх предыдущих романах, всё равно вывело ФБР на Джека Ричера и теперь перед нами разыгрывается закономерный ход.

На мой взгляд автор мог чем-то занять своего героя, сделав, к примеру уже в этом романе его частным детективом, но из-за диалога допроса мы узнаём, что с момента событий, описанных в прошлой книге мало что поменялось, что, собственно, высмеивает Джулия Ламарр, говоря об отношении Ричера и Джоди Джейкоб являющиеся только адвокатом по финансовому праву, а не уголовному. На мой взгляд Ричер вместе с Джоди уже в этом романе могли начать работать вместе, но автор игнорирует подобную возможность, оставляя своего героя на едине с собой.
Глядя на Джека Ричера, понимаешь, что кинообраз Джона Рэмбо, воплощённого на экране Сильвестром Сталлоне, мог неплохо чувствовать себя на экране и дальше если бы история Рэмбо развивалась по схожей схеме придуманной Ли Чайлдом. К примеру, выбравшись из плена, он мог также путешествовать по Америке и помогать встретившимся на его пути героям. Но реальность доказала, что подобная концепция со временем может изжить себя, если не водить изменения. Я уже говорил, что герои при экранизации романов Чайлда оказываются похожи друг на друга. К примеру, Нельсон Блейк в этом деле на первый взгляд так же играет ту же роль, что и Финли. Только на мой взгляд этот персонаж знает гораздо больше, чем говорит. Как по мне отказавшись от участия в расследовании Джек Ричер до конца не сознаёт, как ему повезло. ФБР предлагает ему сотрудничество, а значит он может содержать в будущем семью, если Ричер допускал возможность, когда ни будь официально сойтись с Джоди. Ведь постоянно бегать от себя герою слишком долго не удастся.

Что можно сказать о невзрачной на первый взгляд дамочки по имени Джулия Ламарр? К примеру, как только Ричер садиться в 7 главе в машину к Джулии и между ними начинается диалог, который во многом присутствует как неприязнь друг к другу, так и ирония, я подумал, что на её месте могла находиться Роско Конклин, и тогда Ричер мог вести себя иначе. Тем самым автор мог создать вокруг героев любовный треугольник. Поднявшись внезапно по карьерной лестнице Роско из полиции могла вполне стать сотрудницей ФБР и иметь сестру, о которой Ричер не знал. Впрочем, на её месте могла быть и другая героиня- Холли Джонсон, знакомая читателю по второму роману «Цена её жизни». И имеющая к ФБР непосредственное отношение. Однако автор явно другого мнения, и делает этот персонаж не главным. Ему интересен другой персонаж по имени Лайза Харпер…!

Я также обратил внимание, что автор продолжает из романа в роман переносить кусочки мозаики из романов Флеминга об агенте 007. Если в романе «Цена её жизни» в сцене допроса Боркен и Ричер достаточно сильно мне напомнили эпизод из книги Флеминга, то появление Крюка Хоби оказался гораздо ближе к Блофилду – главному антагонисту всей Бондианы, то всплывшее в романе имя некоего Петросяна и его внешнее описание напоминает Джулиуса Ноу, оказывавшегося по происхождению китайцем. Курортный городок или штаб-квартира, куда привезли Ричера, Джулия внутри частично напоминает строение которые мелькали в романе или в фильмах об агенте 007. Далее мы видим, как Джек Ричер, оказавшись в своей тарелке начинает приобретать те черты, за которые его полюбил читатель. При обсуждении дела третьей жертвы Лорейн Стенли герой в чём-то действительно стад походить на Джеймса Бонда из романа «Шаровая молния».

И вот мы вновь подходим к героине по имени Лайза Харпер. Она также как и Джоди имеет светлые волосы, и на удивление именно она, судя по мнению автора должна занять место с главным героем в отсутствии самой Джоди, которой автор отвёл по сравнению с прошлым романом довольно мизерное время. Харпер напомнила мне немного Пусси Галор из романа «Голдфингер», и по своей структуре роман Ли Чайлда действительно можно сравнить с романом Флеминга. ФБР держит Ричера в заложниках, так же, как и Аурик Голдфингер держал Бонда в своей резиденции в штате Кентукки. Лайза также играет с Ричером, как и Пуси с Бондом, то соблазняя его, то внезапно отталкивает. Чисто внешне она мне напомнила актрису Уиллу Фицджеральд сыгравшую Роско Конклин в экранизации первого романа. Думаю, актрисе также шёл мужской костюм, в котором обычно предстаёт перед читателем агент Харпер. И тут я вынужден вернуться к своей прежней мысли, описанной вверху. Лайза Харпер на удивление гораздо сильнее напоминает Роско, чем Джулия Ламарр. И если бы в этом романе Роско вернулась в новом статусе, нас определённо мог ждать любовный треугольник. И Ричер вынуждено стоял на распутье. По описанию, которое даёт Чайлд перед нами красивая, похожая слегка на подростка девушка. Возможно, автор вспомнил роман Набокова «Лолита» и поэтому делает особый акцент на том, что при первом взгляде Ричер даёт Лайзе не больше 16 лет. С другой стороны, Джоди также младше нашего героя и тут прослеживается параллель. Встретившись впервые с Харпер у себя на квартире, в четырнадцатой главе Джоди, вполне могла проявить ревность и тем самым войти в описанную автором игру, оказавшись внезапно под наблюдением таинственного преступника. Думаю, такой ход пошёл роману только на пользу.

Однако, что мы видим в реальности? Джоди является таким же гостем в этом произведении, как и главный антагонист, который в отличие от предыдущих романов Ли Чайлда умудряется долго скрыться в тени. Мы не знаем его имени, ни то, как он выглядит. Лишь по психологическому портрету составленного Джулией, нас уверяют, что он имеет схожие черты с Джеком Ричером. Читатель отрывками наблюдает за тем, как маньяк втирается в доверие к своим жертвам, а потом происходит главное таинство. (Вспоминается эпизод как знакомая Бонда Джилл Мастерсон была покрыта золотой краской). На этом можно было сыграть, объяснив её редкое появление. Но мы видим, что Джоди уверена в невиновности Ричера. И что делает автор? Он решает в маленьких эпизодах показать внутренний мир пары. Мы видим, как доставшийся в наследство дом обременяет нашего героя. На мой взгляд это проверка на прочность, что герой до конца так и не осознал. Отношения с Джоди для него так же стали обременительны. И если в отношении с Роско он ещё подумывал остаться на одном месте. То частные отлучки Джоди по её делам привели его к мысли, к закономерному расставанию. Вскоре становится ясно, что оба героя бегут от прошлой жизни. Джоди не готова вернутся в ту прошлую жизнь, которую она вела, когда родители служили в армии. Ричер, казалось бы, так же бежит от своего военного прошлого, но в тоже время он по-прежнему остаётся военным. Тем самым автор впервые показывает, как отличается внутренний мир обоих героев. А это значит, что герои должны пройти испытание, если готовы остаться вместе. С другой стороны, в рассуждениях Ричера есть довод: он не платит налоги, пользуется общественным транспортом. У него нет так много вещей, кроме зубной щётки. Фактически он призрак, который в любую минуту может растворится. Тем самым становясь идеальным подозреваемым для ФБР. Но в глазах российского читателя он всё равно остаётся бомжом. Потому что нам не до конца понятен его образ мышления, который кроется в свободном перемещение по стране. Но для американского читателя он остаётся тем самым…, которые по большому счёту живут в кемперах, так как им не хватает денег на взнос на жильё. А в США как мы знаем платная не только медицина, но и престижный колледж.

Анализируя роман «Ловушка, где мы впервые знакомимся Джоди Джейкоб, на похоронах её отца Леона Гарбера, я обратил внимание, что для сценаристов, которые могли адаптировать данное произведение, автор приоткрыл простор для грамотного ведения в сюжет персонажей из одиннадцатого романа под названием «Сплошные проблемы и неприятности» как Дэвид О’Доннелл, и Карла Диксон из 110-й, а учитывая, что в романе «Гость» затрагивается тема женщин, служивших в армии, то на мой взгляд идеальным вариантом для первого появления Фрэнсис Нигли, как раз мог стать роман «Гость». Во втором сезоне сериала «Ричер», основанном как раз на упомянутом мной романе, нам намекают, что она могла быть одной из жертв сексуального насилия. С другой стороны, можно предположить, что автор только приоткрывает дверь перед появлением этой героини.

Я, пожалуй, соглашусь с мнением читателя, который нашёл связь с одним из романов Агаты Кристи «Убийство по алфавиту». Ли Чайлда берёт из каждого романа по чуть-чуть и выстраивает свою историю. В данном случае, как и в романе Агаты Кристи мы не знаем кто убийца? Им может оказаться как мужчина, так и женщина! Единственное, что мы знаем преступник использует армейскую краску зелёного цвета которое покрывает обнажённые тела своих жертв. Это мне и напомнило, как погибла Джил Мастерсон. Пока Бонд был в отключки, тело женщины неизвестный покрыл золотой краской. По ходу того, как развиваются события и внезапно погибает сестра Джулии, мы видим, как меняется её отношение к Ричеру. Если ранее оно было враждебным, то теперь она по крайне мере старается прислушиваться к его мнению. Чтобы уловит его суть. На мой взгляд если бы Ричер взял себя в руки, то, возможно, можно было избежать смерти Элисон Ламарр.

У этого романа безусловно есть свой плюс. Наблюдать за тем, как Ли Чайлд излагает свою историю и умело манипулирует читателем достойно уважение. Например, Лайза Харпер. То, как её описывает автор, и её предпочтение к мужским костюмам, говорит о том, что возможно она, как и героиня романа Флеминга Пусси Галор лесбиянка. Да, если кто из смотревших классические фильмы о Бонде не знал об этом, будет приятно удивлён, прочитав данный роман Флеминга. Однако, когда мы наконец-то узнаём кто же был всё это время тем таинственным маньяком, я неожиданно вспомнил нуарные- детективы, в которых часто становились убийцами представители ЛГБТ. Правда в то время зритель особо на это не обращал внимание, потому что с экрана нам прямо об этом не говорили. Были лишь намёки. Зрителю оставалось лишь напрячь свой мозг и в обсуждении с собеседником делиться впечатлениями. В отношении убийцы моя догадка была верна, единственное, что автор на мой взгляд немного усложнил это процесс убийства. С другой стороны, на мой взгляд ещё никто из преступников не применял так гипноз, как это делал антагонист в умелых руках автора. Перед читателем реально было описано идеальное убийство, которому не подкопаться. И если честно, то жизнь Джека Ричера вполне могла оборваться, как и жизнь некоего Петросяна. Возможно, кому-то будет интересна моя теория, но упоминая некоего Петросяна наводит на мысль о террористической организации, с которой Джеку Ричеру ещё предстоит встретиться, скажем в 11 романе.