Больше рецензий

yuol

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2014 г. 12:48

463

1

внимание! если я правильно понимаю, что такое спойлер, то они тут есть).

“О Мария, без греха зачатая, моли Бога о нас, к Тебе прибегающих. Аминь”.

“Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова”. Евангелие от Луки 5:4

эпиграф автора к роману

Только моя привычка доводить начатое до конца заставила меня дочитать роман “Адюльтер” Паоло Коэльо, признаюсь, вторую половину книги я читала по диагонали. По окончании чтения меня накрыло мощное чувство фрустрации. Не смотря на то, что тема кризиса среднего возраста очень мне близка. Как раз о ней я и думаю в последнее время, по отношению к себе.

Но все равно, я не хочу верить, что множество людей так живут, так думают и так чувствуют, как это описал в своем романе Коэльо. Убейте меня за это, но я не могу и не хочу соглашаться с тем, что это норма.

Любовь

Читая “Адюльтер”, смутно припоминала прочитанные довольно давно “11 минут” Коэльо, видела явные параллели. Если честно, я так и не поняла о чем были “11 минут”. Кроме того, что 11 минут – среднестатистическая длина физической близости мужчины и женщины. Интересно, а как собирались статистические данные – с секундомером или полагаясь на внутренний хронометр рецепиентов?

Мне показалось, что в Паоло Коэльо живут два разных человека, диаметрально противоположных, примерно как в пиктограмме инь-янь. Так вот, от одного в этой книге эпиграф и размышление о 13 главе 1го послания к Коринфянам (довольно неуместное в контексте романа). А от другого… весьма живое описание самых низменных инстинктов в людях, которое иногда он называет любовью.

Знаете, если взять общую канву повествования, то, в принципе, все очень правдиво, понятно и очень печально, встречается сплошь и рядом. Кризис среднего возраста, пронзительное одиночество в кругу близких, неудовлетворенность собой, жизнью, браком из-за утерянного пыла и накала в отношениях, адюльтер (супружеские измены, даже не обязательно физические), чувство вины и т.п.

Но… если погружаться в роман полностью, то вот тут начинается какая-то свистопляска. Главный персонаж (героиней у меня рука не поднимается ее назвать) Линда производит впечатление личности без внутреннего стержня. Нет, я не говорю сейчас о принципах морали, я говорю о ней как о человеке 31 года, в котором начисто отсутствует цельность и, наверное, здравомыслие.

Меня даже шокируют не сами ее поступки (измена любимому (!) мужу, желание оклеветать и посадить в тюрьму жену своего любовника, только из-за того, что она “мешает” ему быть счастливым), меня удивляют мотивы, которые толкают ее к этим поступкам. Я ее НЕ ПОНИМАЮ.

Я снова вспоминаю – он женат. И несчастлив. И не может жить так, как ему хочется. В противном случае мгновенно поползут слухи о нем и о его жене – оба они на виду, чтобы не сказать – «на мушке». Я должна забыть вспышку, ослепившую меня в 13:55, и усвоить, что он всего лишь хочет поразвлечься.

И теперь, когда все стало на свои места, меня его намерение не огорчает. Мне тоже нужно затащить кого-нибудь в постель.

* * *

А цель у меня – завоевать Якоба Кёнига. Я – как загнанный зверь, которому некуда убегать. Мне остается только собрать всю мою ярость и напасть первой.

Понимаете, мне трудно понять, что Линда хочет завоевать Якоба Кёнига только для того, чтобы а) почувствовать вкус погони и победы над ним, как предметом завоевания (а я то наивная думала, что это женщин завоевывают), б) чтобы затащить его в постель, в) чтобы восторжествовать над соперницей (то бишь женой предмета завоевания). И так проявляется ее кризис среднего возраста. Так она ищет себя, смысл своей жизни, свое предназначение, постигает истинный смысл слова “любовь”, пронзительно и необычайно поэтично описанный апостолом Павлом.

Но все это совсем не говорит о том, что с Линдой что-то не так (ой как я понимаю Stasevicha, когда он читал “Сто лет одиночества” Маркеса, мне тоже все время хотелось кричать “блин! блин! блин!”)

Я вижу в вашей душе много тьмы, но – и много света. И в вашем случае у меня нет сомнений, что свет в конце концов одолеет.

А у меня есть…

Страсть

В данном случае я ее не понимаю не потому, что она совершила аморальный поступок. А потому что она разрушила мое наивное представление, что женщины ищут любви, нежности, принятия, понимания.

Только очень-очень-очень гипотетически я могу представить, что красивая женщина, цельная личность может искать спасение от удушающего чувства одиночества, потери жизненных ориентиров в таком виде сексуальной связи, которая получилась у Линды и Якоба. Это даже не животный инстинкт, это выход наружу каких-то самых темных, грязных и низменных сил человеческой души или чего там… Это даже не страсть, а неизвестно что.

Моральные, социальные правила, тисками сдавливающие личность человека в современном обществе, глушащие самую суть человека, его базовые потребности, накапливающие невыносимое напряжение, приводящее почти к саморазрушению личности, или… в какой-то момент они лопаются и все-таки истинная суть человека прорывается наружу. Так вот, если эта суть такова, какой она прорвалась в виде связи Линды и Якоба. То, увольте меня из человеческого общества, пожалуйста. По собственному желанию.

Казус

Когда я читала довольно подробное описание первого горячего свидания любовников, у меня в голове сиреной орала только одна мысль: “Линда, девочка моя, и это то, чего ты на самом деле хотела?! Это дает тебе свободу, решает проблему одиночества, помогает тебе обрести смысл жизни и душевный покой? Это дает ощущение, что ты жива?”

Только на долю секунды я представила себя на ее месте и мне сильно-сильно поплохело, мне показалось, что после такого у меня не то чтобы кризис прошел, у меня бы кончилось и сошло на нет все живое, и жизнь сразу, мгновенно закончилась. Почему-то в голове пролетели смутные мысли о сострадании к жертвам изнасилований, маньяков…

Но Линду это свидание не то чтобы не смутило, а как бы даже наоборот. Реально, я “не в теме”.

Когда я, наконец, одолела “Адюльтер” я подумала: пусть я ханжа, пусть я не знаю и не понимаю ничего в любви, страсти, одиночестве и тому подобном, но все, написанное в романе, никаким образом не подходит ни к поискам себя, ни тем более к любви. А в голове крутился незатейливый мотив песни Виктора Цоя:

у-у-у-у, но это не любовь.

Комментарии


Реально, я “не в теме”.


Quod erat demonstrandum.

Поэтому "не-любовь".


Похоже автор рецензии отказывает женщине в праве на сексуальное возбуждение. Да ей просто захотелось секса: секса без запретов, животного, разнообразного, любого, только не такого, как с мужем. Такое желание знакомо и женщинам, и мужчинам в равной степени, только христианская цивилизация попыталась внушить, что для женщин оно не естественно.


нет, автор рецензии не отказывает женщине в праве на сексуальное возбуждение и даже не отказывает в праве на удовлетворение этого возбуждения.
а вот что автор этой рецензии отказывается делать - равнять сексуальное возбуждение с любовью (во всяком случае в том ее виде, как представляет Паоло Коэльо, цитируя Послание к Коринфянам), а также ставить в один ряд удовлетворение этого самого сексуального возбуждения с поисками себя и смысла жизни. Увы.


Вообще слияние женского и мужского начал - это основа мироздания. Так что открытие своей сексуальности с новой стороны вполне может стать важнейшей частью поиска себя... Кстати, одно из направлений буддизма - тантризм - во многом на этом и построен.


вот видите, как быстро мы перешли от моего предполагаемого отказа женщине в совершенно конкретном праве, к сферам более широким и спорным - основам мироздания.
если бы Паоло Коэльо хотел поведать нам о тантризме или чем-то еще, мне не было бы это странно, но странно несколько другое - автор "Адюльтера" и думать не думает о тантризме, он думает о христианстве, что кажется в контексте романа совсем уж нелепым.


Так несмотря на 2000 попытки внушить вину за естественное, ничто человеческое и представителям авраамических религий не чуждо.


мда... это не диалог) это какие-то параллельные монологи. вроде и тема одна, а все же...


Все разговоры по сути монологи. А Вам не показалось, что автор что-то напутал с возрастом героев? Ну просто в Швейцарии 30 лет - это возраст молодой, когда только отучились и начинают думать о женитьбе. Это в России (ну и в Бразилии тоже) 30 лет - средний возраст с 2 детьми и усталостью от всего


Замечательная рецензия! Я абсолютно с Вами согласна.


спасибо большое!