Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

22 марта 2024 г. 23:30

482

4 Страдаем

Оказавшись во дворе Цитадели, старуха повела носом, словно принюхиваясь — не пахнет ли весной. Весной не пахло, куда там! Пахло отчаянием и горем, что разлились, будто вязкий кисель, и мешали дышать полной грудью.

Несколько раз порывалась прочитать этот роман, слышала очень много положительных отзывов, дважды получила совет прочитать эту книгу и... с одной стороны чтением я осталась довольна, с другой же не столько.

Насчет положительных отзывов нужно дополнить и сказать о том, что эта книга на момент моего чтения была аж на третьем месте в рейтинге боевого фэнтези на лайвлибе. Высоко, так что от книги автоматически начинаешь ждать море боев и всего в таком духе, ведь фэнтези всё-таки боевым должно не просто так зваться, верно? Как потом оказалось здесь и боев не так много, хотя они и играют определенную роль (которую я все равно не могу считать даже второй по важности), да и этот жанр оказывается и без того не особо подходит этой книге, максимум — частично.

Боевое фэнтези — это книги жанра фэнтези, описывающие суровую реальность или экстремальную ситуацию, в которой герой сталкивается со злом и активно ведет с ним борьбу. Основой сюжета книг боевого фэнтези бывает военная эпопея, но чаще это судьба конкретного человека, оказавшегося в нелегкой ситуации, его поведение, реакция, чувства.
Боевое фэнтези отличается масштабом сюжета. Предполагается, что он затрагивает весь описываемый мир, охваченный войнами либо катаклизмами. Чаще всего беды происходят из-за могущественного антагониста, победить которого может быть сложно. Героям придется выполнить значимую миссию.
Основные плюсы боевого фэнтези для читателей — необычный сюжет, особенные герои (они обладают необычными способностями, от которых во многом зависит, как будет развиваться сюжет) и неожиданные сюжетные повороты.

Миссии здесь не было, были краткосрочные цели и одна среднесрочная цель для всех новичков — пережить пять в обучении. Антагониста с большой буквы нет, только враги каких-то определенных героев, которых и победить более чем возможно. Активная борьба со злом есть, но а) достаточно редкая, потому что сюжет сосредоточен на другом, б) связанная только с определенным кругом героев, в) играющая эпизодический характер и скорее маркерная. Это далеко не военная эпопея, главных героев здесь несколько и вся их жизнь даже не "нелегкое испытание", а чертово болото из страданий и шрамов.

На фантлабе же эту книгу отнесли к героическому фэнтези. Мне это тоже казалось не слишком близким вариантом, потому что как таковых Героев (именно с большой буквы) здесь нет. Здесь есть ведьмаки по типу Геральта из Ривии, но именно героя, подобного ему и по роли, и по исключительности, нет. Но потом я нашла определение этого жанра и стало понятно и то, почему к этому жанру относят цикл о Ведьмаке ( Анджей Сапковский - Ведьмак (сборник) ), и то, почему "Жнецы страданий" оказались там же.

Стиль «меча и магии» (sword and sorcery) считается самым старым среди других поджанров. Это модернизированный вариант средневекового рыцарского романа. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.

Этот роман явно не похож своими размерами на повесть, да и некоторых главных героев с большим трудом назовешь опытными, но в остальном — да, да и да.

Вообще по принципу S&S построены не только возможности и действия героев, но и тот же мир, который только и может положиться на магию и мечи, поэтому и ставит их на первое место во всем. Плюс учебное заведение, которое обучает опять же S&S, — Цитадель. Это что-то, что издали похоже на Каэр Морхен из "Ведьмака" и Замок Слоновой Кости в "Заклинателе костей", но на деле будет хуже Красной комнаты из Marvel. Кстати, с Заклинатель костей Брианы Шилдс есть и другая схожесть — "профессии". Там это были:

– Косторезы изготавливают флейты, играя на которых Хранители управляют животными, и оружие, с помощью которого Костоломы защищают нашу страну. Мешальщики изготовляют снадобья, которые используют Врачеватели, леча раненых и больных. И, разумеется, Заклинатели и Заклинательницы проводят гадания для каждого из нас.

Здесь же было только три направления, завязанные на даре, — одни лечат, другие колдуют и в силах сделать так, чтобы мертвец не стал ходячим в ночи, третьи же становятся воинами и защищают и одаренных, и обычных людей.

Но на фантлабе был и другой жанр — темное фэнтези. Тут определение действительно на поверхности, но все же.

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Традиционные представители жанра строятся по классическим фэнтезийным канонам, но, в отличие от классического, где основу сюжета составляет борьба Добра со Злом, в тёмном фэнтези Зло уже победило, и его проявления воспринимаются как дело обычное. Основной идеей жанра часто можно назвать противостояние «малого» и «большого» Зла. Авторы книг в этом жанре буквально шокируют читателя выписанной с особенным старанием атмосферой гнетущего мрака и полной безнадёжности.

И вот тут еще больше попадания, хотя с моментом о том, что зло уже победило можно и подискутировать (хотя если злом считать и ходячих в ночи, и нравственное падение, и насилие над своими же, то тут зло точно победило). Гнетущий мрак — это вообще лучшее определение, которое можно этой книге, настолько она депрессивная и жёсткая.

Вообще, может слышали, есть такой анекдот про русскую литературу (чаще это обращают к классической): "Вся русская литература построена на страдании. Страдает или персонаж, или автор, или читатель. А если все трое, то это шедевр русской литературы." Не знаю, страдали ли авторки, когда писали этот роман, но персонажи страдали постоянно, я как читатель только временами (да, повезло), так что эта книга русская по всем приметам.

Переживания персонажей так вообще тут ставятся или на первое, или на второе место по важности, освещаемости и объему. Конкуренцию им составляет фэнтезийная линия и описания мироустройства и монстров (+ теории и практика противостояния им, которая включает в себя далеко не одни бои). И раз уж переживаний и рефлексии много, то и герои раскрываются и становятся живыми, картонным это не выглядит.

Если же раскрытие героев и мироустройство ставить рядом и оценивать как нечто самостоятельное, то я предпочту мироустройство. Оно тоже мрачное, но читать эти описания легче и увлекательнее, чем описания жизни героев, потому что это не превращается в эмоциональную мясорубку, которая спустя какое-то время надоедает. Здесь есть и видение мира с точек зрения разных героев, и история (ее немного и она спрятана, но если найдете и заметите ее, то вам наверняка понравится то, что она из себя представляет), и классные и понятные правила его функционирования, и да, без него это было бы простой слезливой драмой.

И тут кажется, что же мне могло не столько понравится, если все более или менее хорошо. А вот просто это не то, нет у меня желания продолжать цикл, да и здесь временами скучно становилось. Нет, я не могу назвать это сюжетными провисаниями, хотя тут и есть много неспешных глав, где мало что происходит. Простая потеря интереса.

В любом случае могу посоветовать эту книгу любителям темного героического фэнтези. А еще советую эту книгу тем, кто хочет узнать, какой бывает современная русская литература высокого фэнтези

Книга прочитана в рамках игр "KillWish", "Дом мечты" в 《Уютной кофейне》, в рамках игр в 《МОПС》
Книга прочитана по совету DelanocheConcurring из моба "Весенний туесок книжных советов - 2024" в 《Книжном винегрете》 и бонусного тура "Четырёх сезонов" по совету Shendydenn
Большое спасибо! ~♡~
30ebc36142e10a7dc3f31c826d0135bebdb6544f