Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

19 марта 2024 г. 14:52

332

3.5

Повесть Владимира Короленко расскажет о взрослении Пети Попельского, родившегося слепым, но обладающим чутким музыкальным слухом. Двадцать лет – от младенчества до зрелости – читатель наблюдает, как Петя адаптируется к миру вокруг, учится ценить жизнь вопреки своей судьбе, находит призвание и раскрывает талант.

Как много в литературе незрячих персонажей? (Особенно в литературе классической, сейчас-то понятно, что найти можно на любую тему книгу.) Мы знаем слепых старцев из фольклора, средневековой литературы, где эти герои становятся проводниками мудрости (здесь вообще любопытная корреляция "незрячий" - "мудрый" / "зрячий" - "заблуждающийся"). Позже к образам юродивых, инвалидов традиция нередко прибегала либо в гротескно-сатирическом освящении (когда физический недуг становится аллегорией или же внешним проявлением внутренних пороков), либо в богоборческом и миссионерском срезе, либо при описании последствий военных действий. Но и тогда эти персонажи чаще всего были второстепенным. Традиция постепенно меняется, и у Гюго, Уилки Коллинза, Киплинга, Платонова (и наверняка других авторов, просто мне вспомнились в первую очередь эти имена) мы уже видим  этих персонажей действующими, чувствующими, неоднозначными. Не берусь утверждать, что Короленко первым написал о судьбе незрячего ребенка (не проверяла, каюсь), но само обращение к этому сюжету в конце XIX века достойно внимания.

Сразу скажу, что мне повесть не то чтобы не понравилась по каким-то конкретным причинам, скорее просто не сумела эмоционально тронуть. Бывает иногда такое с классической литературой: пусть тема определенно важная, но подается в дидактическом ключе, поэтому не выходит проникнуться. В этом случае драма персонажей видится не как что-то близкое, вызывающее бурю сопереживания, а как некий кейс, который автор решает и в финале выдает поучение:

"Да, он прозрел... На место слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных... "

Конечно, все впечатления субъективны, и у кого-то эта повесть может отозваться глубоко, но в моем случае не сработало.

Тем не менее были моменты, которые все же оставили положительное впечатление. Персонажи (хоть и не все), вылеплены фактурно. Касается это в первую очередь самого Петра и его дяди Максима, все еще бунтующего и полного огня, берущегося за наставление героя. Чувственно и ярко Короленко описывает музыку (музицирование Петра, поющего и играющего на дудке Иохима) и ее восприятие героями. Желание читать Короленко далее не возникло, но для литературного процесса произведение бесспорно значимое.