Больше рецензий

17 марта 2024 г. 13:31

162

3

История жизни Дика Хелдера – успешного художника, влюблённого в подругу детства Мэйзи и постепенно теряющего зрение – стала в библиографии 24-летнего Киплинга первым романом. И, к сожалению, я не могу его высоко оценить.

Во-первых, война показана в романтическом свете. И главный герой, и его друзья – второстепенные персонажи – участвуют в военных операциях в Судане, то есть видят её собственными глазами. Присутствуют даже эпизоды, показывающие ужасы войны. Но в мировоззрении героев это ничего не меняет.

Во-вторых, присутствует некоторая размытость в развитии персонажей и их мотивации. Например, Дик слишком резко из хулиганистого парня превращается в разумного солидного джентльмена. К слову, сцены из детства были использованы автором лишь для того, чтобы показать, как герои познакомились, Дик безответно влюбился, и они расстались на много лет – а вовсе не для лучшего раскрытия образов. И это печалит.

Их отношения – отдельный вид «удовольствия». Герои снова встречаются, когда Дик уже успешный художник, а Мэйзи – только начинающий и, по всей вероятности, не очень талантливый, что очевидно для Дика. Но он соглашается с ней заниматься в надежде, что девушка в конце концов проникнется ответными чувствами. Постепенно уроки скатываются в прямое противостояние – желание доказать свою правоту и величие. Простыми словами, по мнению Дика, его высокомерие и тщеславие должно заставить Мэйзи ответить на его чувства – только он называет это по-другому. И, кажется, что и автор тоже. Он будто бы романтизирует токсичные отношения – как и войну. Наверное, мне просто не хватило иначе расставленных акцентов.

Тем более, что это сказывается и на простом понимании чувств и мотивов поступков героев. Например, эпизод, в котором Мэйзи узнаёт о слепоте Дика: проникается к нему сочувствием, жалостью, готовностью помочь – чуть ли не плачет. И то, что случается, когда через пару минут ей показывают картину, созданную Диком, чтобы затмить все её сомнения о его таланте, – просто не укладывается у меня в голове. Может, чтобы уложилось, автору следовало больше рассказать читателю, что творилось в голове у Мэйзи… Это же, как минимум, нелогично: очевидно, что для девушки Дик всё-таки не чужой человек – раз новость о его трудном положении вызвала такую реакцию. В общем, в контексте причинно-следственных связей Киплинг, на мой взгляд, многим пренебрёг.

В-третьих, тема постепенной потери зрения раскрыта плохо. А это, честно говоря, то, что изначально и завлекло в книгу. Возникает она внезапно и занимает примерно последнюю четверть романа. Многие детали опущены, события происходят стремительно.

Обязательно почитаю «Книгу джунглей»: думаю, в приключенческой литературе многие мои фи нивелируются.

Прочитана в рамках игры «Собери их всех» и марафона классики.