Больше рецензий

20 сентября 2014 г. 21:19

807

4

Патрик Зюскинд – гений! И хоть я пишу отзыв спустя почти два месяца, я прекрасно помню те эмоции, которые вызвало во мне это эссе.

Вот лично Вы для чего читаете?
Да, литературная амнезия – страшная вещь, но вполне обоснованная и даже полезная. Ведь невозможно хранить столько ненужной информации в кратковременной памяти. Но неужели Вам важно помнить цвет платья, цвет обоев и то, в каком городе происходили свидания героев? Важно запомнить эмоции, важно сравнивать прочитанные книги, важно вынести из книги какой-то пласт эмоций и знаний. В книгах можно найти столько мыслей и чувств других людей, сколько в жизни при простом общении никогда не распознаешь.. Да и не забывается это всё, просто уходит в долговременную память.

Я никогда не стремилась запоминать имена героев в каждой книге, которая мне не приглянулась, а в тех, которые стали любимыми, я помню каждого героя и его характеристику. Зато это сейчас я понимаю, что только после ощущения своей внутренней свободы, ты действительно проникнешься Раскольниковым, только потеряв любовь или сделав её какой-то мучительной для себя - тебе понравится Анна Каренина. И ведь это гораздо важнее: попасть с книгой в унисон, дышать ею. А знания из разряда клички лошади Вронского – это для хвастовства, правда я вот забыть не могу реально.

И при чтении я больше задумывалась не о том, что я забываю какие-то имена или книжные события. Я думала о том, что любимые произведения я буду помнить от и до, просто потому, что они близки. А в мире миллион книг, и не значит, что все они важны для нас. Книги открывают нам новые границы, они позволяют взглянуть на жизнь с другой стороны и примерить на себе чужую точку зрения. По существу, это бег от действительности в мир фантазии, из которого, однако же, возвращаются уже изменившимися, с новыми представлениями и планами, новым взглядом на окружающий мир и себя. А закладывается это со школьной скамьи. И очень жаль, что некоторые преподаватели литературы свято считают, что разбирать нужно только внешнюю составляющую героев, а ведь внутреннее – куда важнее. И запоминается надолго, и даёт возможность пораскинуть мозгами. Но включать серьёзные произведения в школьную программу – это правильно и нужно. И, несмотря на то, что многие считают некоторые произведения слишком тяжёлыми для детей – это единственный способ склонить подрастающее поколение к обдумыванию серьёзных тем, посеять хорошее, доброе, вечное и помочь понять тот мир, в котором им предстоит жить. Не героев запоминать, а мировоззрение формировать!

Да и нужно всегда помнить, что есть литература, которую стоит перечитать в более зрелом возрасте, так как многое из прочитанного в детстве могло быть просто не понято, понято слишком однозначно, однобоко или даже просто не замечено. Чистый и светлый детский ум, ещё не испорченный всеми прелестями взрослой жизни попросту отвергает большую часть прочитанной информации как той, которая не соответствует его личной действительности: его пониманию мира и окружающих людей. Многое ещё не познано, многое выглядит совсем простым и безобидным. Вообще, чтение можно сравнить с зеркалом, заглядывая в чужую жизнь, человек видит отражение своего жизненного опыта, своих мыслей, наблюдений, переживаний, а у школьников нечему ещё отражаться, не в обиду никому сказано, со мной было тоже самое, что-то нравилось только потому, что сама сталкивалась с подобным, а что-то вообще отвергалось, да и может сейчас так же происходит, я просто не замечаю.
И это не грустно, это просто придёт с опытом. Главное, чтоб в будущем обязательно захотелось перечитать и прочитать то, что прошло когда-то мимо сердца. И уж точно не ради запоминания неважных фактов из каждой книги. Иначе можно сойти с ума, если Вы, конечно, не обладаете феноменальной памятью как Соломон Вениаминович Шерешевский.

Я вот ненавижу то, что возможностей мозга, а также времени не хватает, чтобы объять все области науки, культуры, которые я хочу. И обидно, что память так легко засоряется всякими второстепенными деталями, мелочами, чепухой, мусором.
Вам кажется странным, что те книги, которые прочитали в детстве, иногда вспоминаются лучше, чем книга прочитанная неделю назад? Виной тому эйдетическая память. И нет ничего странного, что какие-то незначительные эпизоды из прошлых книг четко отпечатались, а недавние события стёрлись или оставили после себя лишь бледные воспоминания, лишенные подробностей. Да и некоторые герои или события так же всплывают благодаря неосознанной ассоциации, которая заставляет вроде бы ни с чем не связанное воспоминание всплывать из глубины памяти. Явление «нехватки памяти» ещё не так ощутимо при изучении и работе только в направлении какой-то одной области - так информация «кучкуется», одна связывается с другой и не испаряется «за неиспользованием».. Но это вопрос другого рода.
Радует, что Патрик Зюскинд пишет о том, что важнее просто пропустить через себя книгу, ведь тогда она обязательно изменит нас, даже если мы этого сами не замечаем.

Аmnesia in litteris, даже если ты меня и посещаешь, то мне практически не жаль! Ведь любимые книги давно на подкорке, остальные – делают меня личностью и формируют мировоззрение. И для меня куда важнее запоминать научные книги, чем худлит. К счастью или к сожалению, решайте сами.

Комментарии


Я у него читала только "Парфюмера", но обязательно возьму что-нибудь еще.

Но неужели Вам важно помнить цвет платья, цвет обоев

Такое уж очень сложно запомнить, даже специально.


"Голубку" бери :))) Я почти всё прочитала, надо дочитать в этом году, что не прочитала ещё.
Да ладно, ну отчего же, достаточно всего один раз сдать ЕГЭ по литературе :)))


Ага, хорошо, взяла на заметку Голубку)
Я не сдавала вообще ЕГЭ, мне несказанно повезло. А как его сдавать именно по литературе не представляю даже)))


Ты глянь рецензию мою на Голубку :) Поймешь, почему так зацепила :)

Ой, я сдавала, как раз первый год обязательно по всем предметам был :)) Но литературу я не сдавала в 11 классе, только в 9, но был обычный экзамен тогда ещё. На 4 сдала и обиделась :)))
Но задания по литературе я видела, да. Вот там и были вопросы про годы написания того или иного произведения (если века, то ладно), а годы - хм.., про платья, обои, поезда-колёса. В общем, ничего особенного.
Я ещё и не представляю, как сдавать историю :)


Ага, прочла.
Я бы вообще литературу не стала сдавать не в каком виде)
А историю я хотела сдавать, когда думала что пойду на юриста, она там нужна была. Но сея учесть меня обошла стороной))


Устно сдавать нормально, просто преподавательница была предвзята ко мне, о чём все знали, но я как-то забила на это.
А зато с ЕГЭ был казус, когда в задании части А была ошибка (биология). До сих пор помню этот кошмар и обиду! :) Как же так! :)


Ох, уж эти школьные отношения: любимчик-нелюбимчик.
Не туда галочку поставила?


Неа, галочку я не туда поставила на русском, там ставишь подпись сам, а ниже отметка какая-то, типо проверяющего. Но это пофиг было, хотя я и переживала.

Нет, это в задании было по биологии. Я хорошо учила биологию, анатомию, но когда в первом же задании нет правильного ответа - это дичь. Я потом даже уточняла у преподавательницы :) Там вопрос был про прокариотов и эукариотов, если это о чём-то говорит тебе :)


Блин эти вот галочки, у меня так одногруппница когда сдавала это егэ, напутала и не добрала баллы. В результате не получилось поступить куда хотела.(

Ах, вон как! Сидят там блин на своих верхах, не знают чего придумать.
Говорит, говорит я помню биологию более-менее. ))


Наташа, рецензия очень хороша!! Как и эссе. Такая бескрайняя тема для размышления!


Да, Зюскинд хорошо пишет, хоть и обречённо :)
Спасибо, что прочитала)


Возьму на заметку, спасибо Вам за рецензионную наводку, назову так. :)


Ко мне можно на ты! :)
И Вам спасибо большое за внимание! А там всего-то 10 эл. страниц, так что прочитать даже сейчас можете при желании, конечно.


Тогда уж и ко мне на ты. Чего уж выпендриваться буду :)
О, так вообще прекрасно, в долгий ящик откладывать не стану, подожду только настроения вдумчиво-интересующегося. :)


Но если это смущает, то я могу и на Вы, конечно:)))

Отлично! Приятного чтения тогда и хороших мыслей)


Не стала бы предлагать, если бы смущало. :) Так что, все отлично.

Спасибо :)


Жаль, но у меня и научные часто ускользают. А быть профессионалом без этих знаний сложно...


А кто Вы по профессии?
Вы знаете, научные книги тоже откладываются, но запомнить их сложнее, хотя можно их конспектировать,. Я пока не нашла идеального способа для себя, но при перечитывании всё укладывается лучше. Научные книги - единственные, которые я готова перечитывать :)


Я учусь в аспирантуре по специальности "всеобщая история". Согласна, что конспекты спасают! Я их в тетрадях пишу... Еще помогает карандаш, если книжка своя. Но все равно вижу, что у некоторых коллег информация остается в менее растрепанном виде (т.е. я не помню конкретики почти никогда). Но верю, что упорный труд помогает и в этом деле.


История - это моя нераскрытая любовь, я оценила то, как хочется знать её только после окончания школы. Желательно историю Отечества. А сейчас и по крупицам не могу собрать ничего..
Для истории так вообще конспекты необходимы! :)
Да, я вообще знаю механизм, что знания ложатся друг на друга, когда работаешь в одной области, но история не всегда поддаётся, наверное, этому механизму.


Я читаю Ваши рецензии, мне очень нравится. Тоже очень интересно, где учитесь. По профилю вижу, что тоже аспирант.


Спасибо большое! Я закончила один университет, а поступила в асспирантуру в другой, я только первый год, а Вы? Я в РУДН (дружбы народов) на специальности 13.00.01 (общая педагогика).
И работаю перманентно, но появилось предложение работать в Департаменте Образования, надо на собеседование будет съездить.
У Вас, наверное, уже скоро финишная прямая? А Вы работаете сейчас?


РУДН я, конечно, знаю. Даже есть друзья-выпускники:) я второй год учусь, т.к. поступала через год после высшего. Живу и работаю, правда, на другом конце страны сейчас, а учусь в аспирантуре в родном университете. Пока особенных преимуществ не ощутила в плане карьерного роста, думаю играют роль связи (я очень мало кого знаю в Хабаровске), но мне сейчас это интересно. Работаю, кстати, сейчас педагогом как раз:) знаний и умений не хватает, педагогика - большой отдельный мир, тоже интересный. Но бывают разного рода курсы - некоторые интересные техники работы улавливаю. Удачи Вам на собеседовании и в целом на этом поприще! Рада найти на просторах этой сети людей, занятых наукой!


Здорово! Я рада, что удалось поступить в аспирантуру РУДН, пройдя через некоторые препятствия, но не в знаниях, а в бюрократии и бумажках! :)
А, понятно, канд. минимумы сдали?)
Ну да, чтоб оценить преимущества, нужно, конечно, идти в структуры какие-нибудь, я не думаю, что в преподавании это будет очень заметно, хотя как знать, это бездонная бочка, никогда не знаешь, где приложишь знания и кем будешь через два года.
Хотя и частные структуры ооочень хорошо развиты, но государственные имеют ряд преимуществ.:)
Главное, чтоб нравилось всё! А в жизни ничего не бывает просто так :))
Спасибо за добрые слова! :) О, да тут не одна я занята наукой, есть достаточно аспирантов, кандидатов и даже докторов! :)


Интересные мысли) Вот сейчас прочла и задумалась - а ведь я помню тоже преимущественно не столько саму книгу, сколько свои впечатления от неё. Какие-то эмоции, выводы, возникшие мысли. Нет, конечно, сюжет отдельных книг запоминается, но, наверное, действительно тех, что в чём-то близки.
Вообще насчёт перечитывания. Я люблю перечитывать отдельные книги именно потому, что со временем их восприятие меняется. Даже детские книги воспринимаются совершенно по-иному, и это всегда интересно - обнаруживать удивительные "открытия" там, где раньше их не замечал или не понимал.

Я вот ненавижу то, что возможностей мозга, а также времени не хватает, чтобы объять все области науки, культуры, которые я хочу.

Да, да, и ещё раз да! Я постоянно на это сетую))


А помнить саму книгу - это только если сто раз читана-перечитана или если очень запала в душу, тогда точно запомнить большинство вещей легко будет, а вот в любом другом случае - это редко случается, но и память - это же такой механизм, что будет нужно и всё всплывёт само по себе, ассоциации-воспоминания-эйдетическая память и прочее.)
Вот, правильно, если близка, то и запоминается)

А, да я тоже бы перечитала некоторые книги (Анну Каренину, Доктор Живаго и др.), только потому, что я их безумно люблю)

Увы, а ещё я сетую на то, что нельзя многие вещи познать из-за нехватки ресурсов (материальных чаще), т.е. есть вещи, которые можно и лучше бы получать не самообразованием, а через преподавателей, а денег нет(


Насчёт памяти согласна) Те же детские стишки - вроде, и не помнишь некоторые из них, а стоит кому-то сказать хоть строчку, и остальные сразу всплывают в памяти)

Да, конечно, перечитывать любимые книги - это вообще, святое)) Я "Собачье сердце", наверное, раз пять перечитывала точно. Безумно её люблю! И ведь каждый раз находишь что-то новое, как ни крути)

Насчёт нехватки ресурсов тоже соглашусь - увы, далеко не редкая ситуация(


Я вот "Собачье сердце" только один раз читала и всё. А "МиМ" до сих пор не могу нормально прочитать, не моё вообще.


Я "МиМ" пару раз перечитывала) Но "Собачье сердце" всё равно больше) Самое интересное, что "Сердце" мне сразу понравилось, а "МиМ" начинала читать несколько раз, пока, наконец не "распробовала")


Вполне возможно, что и я распробую, но пока как-то нет.. Не выходит)


Да бывают же такие книги, к которым то ли душа не лежит, то ли что... Причем такой ведь может оказаться совершенно любая книга.

Что-то вспомнила, как взялась читать "Волхв" Фаулза. До середины всё шло нормально, а потом чтение застопорилось - и ни с места. Всё как отрезало - пропал и интерес, и желание, осталось лишь ощущение, что не моё... Я так её и не дочитала в итоге.