Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

15 марта 2024 г. 22:34

8K

5 «Что такое любовь по сравнению с бифштексом?»

Очень долго откладывала роман, опасаясь, что увиденный когда-то фильм (с Вией Артмане в главной роли), помешает насладиться известным сюжетом. Сейчас могу утверждать: как бы ни была хороша экранизация, многое осталось за кадром. Моэм рассказывает историю Джулии неспешно, уделяя значительное внимание раннему периоду жизни актрисы. С особой тщательностью писатель строит отношения между Майклом и Джулией. Невольно возникали ассоциации с другим его романом - «Миссис Крэддок». Автора несомненно занимают чувства, которые вспыхивают между людьми с противоположными темпераментами, хочется охарактеризовать их как «лед и пламя». Он - спокойный, беспристрастный, бережливый, предприимчивый... Она - всеобщая любимица с разносторонними интересами, импульсивная, эмоциональная, талантливая... Если между этими двумя возможен счастливый союз, то как долго он продержится?

Майкл однозначно заслуживает уважения. Его добродушный нрав, его уверенность, что чувства не вправе мешать делу, его практичность и щедрость, когда речь заходила о пользе для предприятия (при известной бережливости и даже скупости это походило на подвиг), позволили ему создать прекрасную рекламу, чтобы позже стать владельцем и режиссером театра «Сиддонс». Зная о том, что не наделен актерским талантом, он никогда и не пытался играть никого, кроме самого себя. Зато всегда давал разумные советы Джулии. Когда разразилась война, Майкл тут же записался в добровольцы...
Позже, когда чувства Джулии остыли и страсть улеглась, она увидела мужа трезвым взглядом, убедилась насколько он зациклен на своей внешности, ее перестала трогать эта красота. Джулия вдруг улыбнулась мысли: забавно разговаривать с человеком, который никогда не догадывается, о чем идет речь. Оказалось, что Майкл глуп. Джулия не стала спорить с Роджером высказавшим свое мнение об отце.

Бедный отец. Я полагаю, дело он своё знает, но он не больно-то умен. И слишком занят тем, чтобы оставаться самым красивым мужчиной в Англии.

Остальных персонажей не назовешь глупцами: когда героиня завела роман с молодым бухгалтером Томасом Феннелом, многие проявили проницательность, только не муж.
Во время просмотра фильма была уверена, что главная тема заключена в этих новых любовных отношениях, охвативших целую гамму чувств: восторг, ревность, страх, стыд, месть... Читая книгу, поняла другое: она именно о театре и игре, перевоплощении. А случившаяся любовь или интрижка - всего лишь эпизод. Потому и вынесла в название рецензии фразу, сказанную Джулией под занавес: «Что такое любовь по сравнению с бифштексом?»
Молодой Роджер и в этом вопросе высказал трезвое суждение.

«А в словах Роджера, пожалуй, что-то есть. Любовь и вправду не стоит всего того шума, который вокруг неё поднимают».

Теперь я подошла к важной теме, которую определила как главную. Что такое быть великой актрисой?
На сцене способность Джулии войти в образ вызывает восторг. Критики восхищаются её разносторонностью. Зрители не подозревают, что олицетворяемый персонаж подспудно поселяется внутри актрисы на целый сезон, и когда она занимается каким-нибудь домашним делом, ее героиня превращается в истинную субстанцию и руководит репликами, жестами, поступками. Театр - место, где Джулия чувствует себя хозяйкой, где все события повседневной жизни утрачивают важность. Но и в остальное время она думает о сцене, например, посещая музеи и галереи замечает какую-нибудь вещь, которую можно использовать для роли. А как актерское мастерство выручает в сложных жизненных ситуациях! Иногда это смотрится забавно, особенно, когда герои изъясняются цитатами из сыгранных пьес в обыденной жизни. Как будто у них нет собственных слов.
Но есть в театрализованной жизни и обратная сторона. На нее обратил внимание не только Моэм, встречала похожие мысли у других авторов. Когда актер постоянно играет и находится в образе, то это становится привычкой, второй натурой. Он превращается в свои многочисленные роли, за которыми уже не разобрать истинного человека. Есть ли он там, за чужими репликами и монологами?
Очень тонко это подметил Роджер (уже трижды успела восхититься его умом и проницательностью). Нелегко быть сыном великой актрисы...

Я бы любил, если бы мог тебя найти. Но где ты? Если содрать с тебя твой эксгибиционизм, забрать твоё мастерство, снять, как снимают шелуху с луковицы, слой за слоем притворство, неискренность, избитые цитаты из старых ролей и обрывки поддельных чувств, доберешься ли наконец до твоей души? – Роджер посмотрел на неё серьёзно и печально, затем слегка улыбнулся. – Но ты мне очень нравишься.

Аудиокнигу слушала в исполнении Светланы Репиной. Длительность: 10 часов 57 минут.
Исполнение не единственное, имелись варианты. Светлана иногда допускала ошибки, неправильно акцентируя слова в предложениях, манера чтения чуть сухая, но я сознательно остановилась на спокойном размеренном чтении, так как побоялась излишне громких эмоций. Достаточно Джулии с ее великим актерским талантом.
Качество записи отличное, четкая разбивка на главы.

Книга прослушана в играх Собери их всех! и Лампомоб-2034 (огромное спасибо за совет Julia_cherry ). Юля, если бы не твой совет, то еще долго бы отворачивалась от этой замечательной книги!

Комментарии


Очень-очень люблю этот роман. Спасибо тебе за отличную рецензию, Наташа.


Тебе спасибо за совет и пинок)
Такое приятное послевкусие после прослушивания.


Джулия считает Майкла глуповатым, при этом "глубокомысленно" сравнивает любовь с бифштексом.. . умудряется под пустой интрижкой увидеть любовь и согласиться с тем, что «Любовь и вправду не стоит всего того шума, который вокруг неё поднимают». Продолжать можно долго(

Наталья, здравствуйте!
Спасибо за рецензию!
Простите за эмоции, но... страшный персонаж, честное слово)


Добрый вечер!
Моэм мастерски изображает характеры. Уверена, что не все увидят Джулию глазами ее сына (восхищена его проницательностью). Все, как в жизни. Одним и тем же человеком кто-то восхищается, а кто-то видит в нем пустышку.


Боюсь, что её сын вынес ей страшный приговор, сказав в лицо такие слова:

Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду.

Но он же и закончил: "Но ты мне очень нравишься".
Роман не так прост. То, что нам показалось приговорим, Джулию не слишком задело, у нее имеется свой ответ сыну: "Роджер утверждает, что мы не существуем. Как раз наоборот, только мы и существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы – символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален. Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность".


Но он же и закончил: "Но ты мне очень нравишься".

Роджер оказался яблоком, недалеко упавшим от яблони. Моэм велик, но перевод его произведения на русский язык получился неоднозначным.. выходит, что главная героиня романа, исповедующая притворство в качестве жизненной идеологии, утверждается в глазах читателя и вызывает к себе симпатию.

Но ведь настоящий роман строится на любви.. где она тут? Наблюдаю только лицедейство, обман и пошлость, так помогающие Джулии жить в "своё удовольствие".

Актёр театра должен помочь человеку разобраться в жизни, используя роль как инструмент. Но когда этот инструмент используется, чтобы превращать жизнь в театр, - это патология, это Джулия, которая была благодаря своим актёрским выходкам способной опозорить мужа, бросить тень на весь труд его жизни и потерять своё честное имя.

По мне, так это женщина-эгоист, использующая свой талант не на благо людям, а на зло, преследуя свои пустые желания. Это всегда кончается плохо. Жаль только, что Моэм закончил повествование раньше, чем наступила её старость)


Но ведь настоящий роман строится на любви.. где она тут? Наблюдаю только лицедейство, обман и пошлость, так помогающие Джулии жить в "своё удовольствие".

Потому-то роман и называется "Театр". И Джулия с Майклом не единственные, кто играет не только на сцене, но и в жизни. Правда, Майкл плохой актер в обоих случаях - и на сцене, и в быту. Если присмотреться к Томасу или Чарлзу - разве они не ведут свою игру?
Думаю, Моэм как раз и хотел показать обманчивую человеческую натуру. И, как это ни грустно, любовь иногда тоже становится частью игры.


А мне кажется, Моэм хотел огородить нас от театральных выходок в жизни, подводя к тому, что для игры есть "сцена", а за её пределами играм не место. Человеческая натура не обманчива, но обмануть себя и окружающих может, если выбирает гедонистические ориентиры.

Чтобы не попасть в такой капкан, в реальной жизни нужно быть тем, кто ты есть, а не казаться и строить из себя фантом.. тогда и в "любовь" играть не придётся)


Возможно...
Хотя, Моэм был агентом британской разведки, кому, как не ему, знать все об игре. Уверена, он был очень наблюдательным, потому-то так умело рисует человеческие характеры.
А мы, читатели, сами делаем выводы (и не всегда они совпадают).


Согласен, разведка похлеще театра будет!)

Наталья, спасибо за беседу!


И вам спасибо, что заглянули)


При всей своей неоднозначности Джулия остается одним из моих любимейших книжных персонажей) Роман шикарный, конечно же. Моэма читать никогда не устану)


Мне кажется, что именно неоднозначность героев делает их живыми. Ведь у каждого из нас есть достоинства и недостатки.
Спасибо за комментарий)


Согласна. Моэм, на мой взгляд, вообще мастер психологических портретов.
Спасибо за рецензию)