Больше рецензий

14 марта 2024 г. 14:35

25

4.5 Отчаянные, но воодушевляющие юные волшебники в "Последнем выпуске" Шоломанчи

Ко второй части историй о мрачной и злобной (или не такой уж?..) школе под названием Шоломанча от Наоми Новик я изначально отнеслась с опаской — меня крайне насторожило название "Последний выпуск". Учитывая, что выпуски в школе, как и положено, проходят ежегодно, это явствено намекало на какие-то проблемы. Не то чтобы в этой истории хоть что-то обходилось без проблем. Но интригующий задел на следующую книгу в конце первой (причем теперь я знаю, что вторая часть в этом не отстает) не дал мне даже немного времени подумать, и я кинулась читать продолжение. "Смертельное образование" как раз тот пример цикла, который я воспринимаю за единое произведение (бедные читатели, которые ждали выхода каждой следующей книги).

Ко второй части я окончательно определилась со своим отношением к главным героям, максимально прониклась ими, а Эль и сама немного утряслась, и мне стала максимально понятна — Новик удалось отлично передать сумбур в голове всеми отвергаемой девочки-подростка, не во всем, но во многом я ее очень хорошо понимаю (могу сказать, что если вы никогда не испытывали проблем от общения со сверстниками в подростковом возрасте — вы вряд ли ее поймете). И это действительно большой плюс — здесь подростки ведут себя как подростки, думают как подростки, хоть и при этом обремененные условиями выживания в школе. Здесь нет какой-то слащавости ромфантов, здесь эмоции и чувства приходится иногда скрывать, иногда сдерживать, а если они все же побеждают, то проявляются зачастую неловко и неумело. Мы видим и волнение, и неуверенность.

Вторая часть рассказывает нам больше о том, как начинается обучение младшеклассников (ведь Эль начала свою историю уже с третьего года обучения), но основной сюжет внезапно (ничто не предвещало, конечно же) начинает строиться вокруг самого безрассудного плана на выпуск. Я не хочу спойлерить, да и без чтения первой части всю смелость плана все равно не понять, но могу сказать, что меня поразил процесс преображения выпускников: все четыре года (а то и до этого) они учились быть эгоистами, уж члены анклавов могли перещеголять в этом кого угодно, и то, что у них получилось как минимум обсудить общую проблему, подарило мне прекрасное чувство надежды, хоть и вымышленное.

Мы видим, как Эль начинает общаться с все большим числом одногодок и не только (что-то мне подсказывает, что если бы она осталась одиночкой, то историю сложно было бы продолжать), но при этом нам показывают взаимоотношения и между другими учениками, которые она только наблюдает. Мы видим взросление, появление любовных интересов. Но больше всего мы видим, конечно, внутренние терзания Эль, причем как по совершенно обыденным подростковым проблемам, так и по проблемам невероятного масштаба. Но в этом вся Эль — эмоциональная, но при этом очень сильная, ведь ей удается держать в себе великую мощь и не применять ее во зло (назло прабабушке отморожу буду творить добро). Кстати, один из моих любимых моментов этой серии в том, что Эль, являясь абсолютно уникальной по силе колдуньей, не создает впечатление Мэри Сью (как раз потому, что всесилие тяготит дурными последствиями, а еще мана — не бесплатная), мое уважение Наоми Новик как минимум за это.

Как я уже упомянула в начале, вторая часть кончается так же резко, как и первая, поэтому я сразу перебралась к третьей части, и однозначно рекомендую первые две (с все теми же условиями).

Телеграм