Больше рецензий

18 сентября 2014 г. 15:46

291

5

Правила биографов
Если Вы собираетесь написать биографическую книгу о писателе, но не знаете, кого выбрать в качестве «объекта исследования», предлагаем Вам воспользоваться следующими «правилами»:
1. Желательно, чтобы писатель, о котором Вы будете рассказывать, обладал яркой и интересной судьбой. Или, чтобы у Вас была готовность сделать её (судьбу) именно такой. Форма «беллетризованного повествования» заведомо приветствуется.
2. Творчество выбранного писателя также должно быть «интересным», пользоваться популярностью у критиков и/или читателей. Если некоторые произведения писателя носили фривольный характер или попадали в списки запрещённых книг, следует считать это несомненным плюсом.
3. Доступ к архивам писателя не является обязательным условием для создания его биографии. Часто произведения писателя рассказывают о нем ничуть не меньше, чем письма, дневники и прочие «документы». В худшем случае у Вас получится не биография человека, но биография книг.
4. Очень важна «актуальность и оригинальность» выбора: модная тема, грядущий юбилей, ожидаемое событие… или, наоборот, забытый, малоизвестный писатель. Главное, не повторяться.
5. Не забывайте о личных предпочтениях: хорошая биография получается только у тех авторов, кто пишите о «своём» писателе. Убедитесь, что Вы можете уверенно сказать об «объекте исследования»: это «моё».

Примерно так, наверное, могла выглядеть памятка для «неопределившихся» авторов серии ЖЗЛ.
Примерно так, наверное, мог рассуждать Жерар де Нерваль, прежде чем решил написать книгу о Никола Ретифе де ла Бретонне. Но следование подобным советам – слишком рациональный и прагматичный выбор, чуждый Нервалю. Его интерес к Ретифу носит скорее иррациональный характер: как писатели они совершенно разные, источники их творчества «лежат», кажется, в полярных, несоприкасающихся областях. Но оба были мечтателями, умели страстно любить и искренне страдать от неразделённого чувства.

«Исповедь Никола» - биографический этюд, история жизни скандального писателя-графомана, почти полностью основанная на автобиографической книге Ретифа «Monsieur Nicolas, ou Le Cœur humain dévoilé». Но как эта история рассказана!..

Пример частной жизни и литературной деятельности Ретифа де Ла Бретонна доказывает, что нет подлинного характера без нравственности, как нет гения без вкуса. Искренность его раскаяния и несчастья, которыми он поплатился за свои дурные поступки, искупают, как нам кажется, нескромность иных его признаний. Жизнь Ретифа поучительна именно в ее целокупности: излишняя сдержанность повредила бы ее нравственному действию.

"Книгомарафон" (Сентябрь 2014)