Больше рецензий

2 марта 2024 г. 15:50

327

4 О важности труда и упорства, но и об оценках, возведенных в абсолют, и об изменившихся взглядах

Николай Носов написал множество детских книг, и каждая откликалась мне в детстве, но повесть о Вите Малееве была моей любимой. Для меня это книжка о важности упорного труда для достижения своих целей, о работе над собой, о дружбе. Однако на школьные сюжеты я в 2024 смотрю уже совсем другими глазами.

На самом деле я, конечно, совсем ничего не понял, но мне стыдно было признаться, что я такой бестолковый, к тому же я боялся, что Ольга Николаевна поставит мне плохую отметку, если я скажу, что не понял.

Таких школьных ситуаций в книжке много. О чем они? Об отсутствии атмосферы безопасности в классе, где ошибки - часть учебы, а задавать вопросы не страшно. О том, что если ты чего-то не понимаешь, то ты бестолковый. И, конечно, оценки, возведенные в абсолют! Цель любого обучения - получить новые знания и навыки, здесь же фокус на оценках, а не на знаниях. Персонажи бесконечно говорят об улучшении оценок, но кажется, будто за ними ничего и не стоит.

Показательными являются сцены, где Костя Шишкин, мальчишка, сам становится учителем для своей собаки Лобзика. Костя злится, если собака не понимает, что от нее хотят. Костя кричит, оскорбляет её и угрожает надавать по шее за неправильные ответы. Выглядит дико, но ведь на самом деле Костя всего лишь копирует манеру "воспитательного обучения" или своих взрослых родственников, или учителей, которые ему встречались.

- "Гаф"! - передразнил его Костя. - Где же тут "Гаф", когда здесь "гаф-гаф"? У тебя на плечах что: голова или кочан капусты?
Лобзик в испуге даже попятился.

Мне хочется надеяться, что для Николая Носова это не был нормальный шаблон обучающего процесса: мы сталкиваемся с похожей сценой дважды. Один раз родители Вити, не умея объяснить ему решение задачи, кричат и называют его бестолковым, а второй - уже его друг, Костя, кричит на собаку, не умея её дрессировать по правилам.

Эта книга написана в определенном историческом контексте, который здесь неочевиден. Это школа в СССР после Второй мировой, это погибшие отцы, это дети, пропустившие по несколько классов. Почему-то в книге нет ни слова ни о переполненных классах, ни о детях-переростках, учащихся в классах не по возрасту. Все встает на свои места после: эта книга была четко сформулированным заказом от государства советским писателям - нужна история успеха! - чтобы дети перестали бросать школы. В там контексте книга видится совсем иначе, но становится понятен и акцент на оценках, и многие другие моменты.

В этой книге много хорошего. О том, как дружить, о важности умения работать, о честности, об упорстве. Но есть и много сцен, которые с детьми лучше обсудить после прочтения: и об оценках, и о кричательно-воспитательной манере общения. Я рада, что современный мир стремится к созданию школ, где детям комфортно, их никто не оскорбляет и где их учат, что ошибки - это часть роста.