Больше рецензий

Rossi_555

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 февраля 2024 г. 20:40

76

3 Спойлер

Насмешка называть правом варварский свод законов, против которых во весь голос протестуют цивилизация, мораль и религия.

В отличие от "Хижины дяди Тома", насквозь пронизанной размышлениями героев разного социального положения о рабстве и возможностях борьбы с ним, этот роман чисто сюжетный. Приведённая выше цитата - практически единственное 'общее' место во всей книге. Все остальное - голый сюжет.

Если кто-то его не знает, в паре слов - жила-была на свете счастливая рабыня Изаура. Счастливая, потому что росла у доброй хозяйки, с детства каталась как сыр в масле и воспитывалась как знатная леди. Добрая хозяйка перед смертью не успела освободить любимую рабыню, и попала та в руки ее сыночка, Леонсио. Тот, в лучших традициях романтического черно-белого жанра, весь из себя злодей, жестокий, эгоистичный, коварный, похотливый, мстительный... продолжать можно долго. И вот он влюбился в Изауру, конечно же влюбился неправильной любовью, потому что злодеи по-другому не умеют, гы. И каждый раз, когда у читателя могла бы возникнуть мысль - да ладно, что-то хорошее в нем должно быть, - подбегал автор с указкой наперевес и твердил - нет, я сказал, что он козел, значит так и есть!

Итак, он начал все сначала: обольщения и заверения, сопровождаемые угрозами, притеснениями и истязаниями. Леонсио
воздерживался только от грубых попыток и прямого насилия, не потому, что был для этого недостаточно жесток, но, зная беспредельную добродетельность Изауры, он понял, что такими средствами смог бы только убить ее, а смерть не удовлетворяла ни чувственность, ни мстительность злодея.

В противовес Изаура вся из себя положительная, белая и пушистая, умная, образованная, утончённая, добродетельная, невинная и т.д. Ну не может эта нежная фиалка выносить домогательства хозяина, никак не может, потому сбегает.
В свободной жизни она знакомится с прекрасным (просто подставьте положительные эпитеты) вьюношей Альваро, который любит ее правильной любовью.

Хотела завязку рассказать, а рассказала половину книги )) Но суть в чем... Этот роман, призванный клеймить само явление рабства, скатывается куда-то совсем в иную сторону. Постоянный авторский долбеж 'он плохой, она хорошая' вызывает отторжение и желание с этой точкой зрения поспорить. Тем более что Изаура та еще гордячка.
За неимением чёткой авторской позиции я пыталась выцепить ее из поведения героев.
Окей, злодей Леонсио.
Окей, благородная Изаура (которая тем не менее не постеснялась кричать "Я не выйду замуж за этого урода!" в отношении ущербного человека).
Но Альваро! Этот пылко влюблённый вьюноша постоянно твердил "Не может такое ангельское существо быть рабыней! Она слишком хороша! Слишком невинна! Слишком... бла-бла".
Окей, Альваро, а как же остальные рабы, рабство в целом? Это же главная мысль, нет?

В общем, то ли автор слишком увлёкся сюжетом, то ли это максимально откровенная точка зрения, которую можно было высказать в Бразилии в 1875 году, но роман показался мне недостаточно проработанным.
Даже в сюжетном плане в финале из кустов выскочил рояль.

PS В начале я упорно ловила ассоциации с "Бедной Настей" )) Прекрасная крепостная, суровый влюблённый в нее хозяин... Жаль, финал в этом романе другой )))