Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

29 февраля 2024 г. 02:09

613

4 "Немедленно придумать средство для прекращения жирения"

Таким образом, перед Государственным советом встало два вопроса: во-первых, немедленно придумать средство для прекращения жирения и, во-вторых, подавить беспорядки в городе.

Ни один из вопросов решить не удалось. Но это я забегаю вперёд. А начало истории намного интересней.
Хотя у меня к сказке возникло смутное недоверие. А попросту, смутила меня, показавшаяся мне слишком напористой революционная романтика. Возможно, это связано с излишне эмоциональным исполнителем аудиокниги.
Например, я не помнила, хрупкую девочку Суок в туфельках с золотыми розами и... большим чёрным пистолетом. И таких моментов немало в сказке-романе.
Так бывает, когда перечитываешь детские книги. Сказка-то не совсем детская.
Сюжет сказки, наверняка, всем знаком. В городе, где властвуют Три Толстяка, происходит восстание. Мятежники схвачены и посажены в клетки в зверинце. В революционных сражениях ломают куклу усыновленного наследника. И дальше всё самое интересное происходит с куклой, девочкой-циркачкой Суок и наследником Тутти.
Сначала я удивилась, что сказка для дошкольников. А потом вспомнила, что первый раз читала как раз до школы, или в первом классе, и не было ни грамма смущения от криков восставшей толпы, залпов орудий, воинственных толп мятежников и стреляющих гвардейцев. Это лишь придавало ярких красок сказке.
Моё внимание приковывали воздушные шары и воздушный гимнаст. С ними поднимаешься в воздух и тяжелые орудия становятся почти игрушечными. Они поднимают над мятежем и помогают, подобно гимнасту Тибулу, не замечать орудий, когда он идёт по канату над площадью Звезды. Воздушные шары и воздушный гимнаст переводят сказку из тяжёлого веса в легкий. На тяжелой стороне Толстяки, оружейник Просперо, восставший народ и подавляющие их гвардейцы. На воздушной, кроме гимнаста Тибула и продавца воздушных шаров, учитель танцев Раздватрис (он словно танцующая стрекоза, всегда в прыжке, всегда в полёте) и доктор Гаспар Арнери (в мастерстве на уровне волшебства всегда творческий полёт).
Ещё помню, что уже тогда, в детстве, сказочные толстяки вызывали у меня жалость. Такая естественная реакция. У меня все люди с нездоровой полнотой вызывают чувство небольшой неловкости и жалости. Больше жалости, как к недугу. Немного странным воспринимается сегодня, что толстяки в сказке (не только Три Толстяка) прямо ассоциируются с богатством и, следственно, с благополучием. Что совсем не так. Скорей наоборот. А точней, никакой связи между этими определениями.
Юрий Олеша за жиром персонажей спрятал всевозможные пороки. Он хотел показать, что наращивание жира приводит к черствости, жадности, ненасытности власти, неспособности за слоями жира рассмотреть нужды простых, бедных людей. Но образ слишком толстый (в прямом и переносном смысле), как по мне. Хотя в сказках, и не только в них, часто используются такие преувеличения.
Огромный торт на обеде Трёх Толстяков тоже, как символ всяческих излишеств нехороших, показан.
Но и Суок, когда попадает во дворец, съедает за вечер не одно, а чуть ли не десять пирожных. Стоит ли за неё волноваться? За неё может и не надо. А за тех, кто придёт к власти после Трёх Толстяков, можно. В их распоряжении окажется много пирожных и тортиков, а средство для прекращения жирения власти ещё не придумано.
В биографии писателя прочитала, что сказка "про то, как весело и мужественно борются против господства бедные и благородные люди". Не увидела я веселья в борьбе и благородство бедных сомнительно. Революционные картинки яркие. но грустные. Образ оружейника Просперо меня просто испугал. Ничего веселого нет и в образе ученого Туба, превратившегося в заточении, в зверинце, в чудовище, которого испугалась Суок.

«Почему он такой страшный? Он оброс шерстью, как медведь. В глазах у него красные искры. У него длинные, загнутые когти. Он без одежды. Это не человек, а горилла…»
Суок готова была заплакать.
- Наконец-то ты пришла, Суок, - сказало странное существо. - Я знал, что я тебя увижу.
- Здравствуй. Я пришла тебя освободить, - промолвила Суок дрогнувшим голосом.
- Я не выйду из клетки. Я сегодня околею.

И странное существо умирает.
Для меня особое очарование в именах всех героев: циркачка Суок, наследник Тутти, доктор Гаспар Арнери, тётушка Ганимед, гимнаст Тибул, оружейник Просперо, учитель танцев Раздватрис. И очень хорошо, что у Трёх Толстяков нет имён. Они словно одна сплошная негативная масса. В придумывании таких удачных имён Олеша настоящий волшебник. Меня в своё время поразил известный факт, что Суок не придуманное имя, а фамилия жены писателя и её сестры. Нужно быть гениальным художником, чтобы увидеть в четырёх буквах СУОК сюжет для романа-сказки. Почему-то мне Олеша, как главный сказочник, кажется одним из жителей этого сказочного города. Его фамилия тоже чудесно вписывается в сказку.
И мне, в отличие от Лидии Чуковской, раскритиковавшей сказку Олеши за внимание к побочному в ущерб главному (что есть главное?), очень нравятся его живописные сравнения: фонари похожие на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком; факелы, развевающиеся, как огненные бороды; бегущие люди, кажущиеся разноцветными флажками. Такими яркими, необычными сравнениями усыпана вся сказка.
И мне очень жаль, что так мало написано этим чудесным живописцем-волшебником.