Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

6 сентября 2014 г. 14:42

1K

4

Наконец-то после долгого промежутка мне удалось вернуться к вселенной Метро. Итак, третий том, Шимун Врочек, которого мне давно хотелось попробовать хоть в каком-нибудь виде, и уже совсем другой город, а не ставшее привычным московское метро.
Герои "Путевых знаков" заезжали в Питер, полюбовались на собак Павлова, Кондуктора и разумное дерево, ужаснулись и со всех лопаток рванули домой. А ведь кому-то здесь оставаться жить. И ходят на Василеостровской легенды о том, что в Москве тоже, наверное, есть жизнь и тоже, наверное, в метро. Как это, право, мило.

В предисловии Глуховский отмечал, что книга Врочека не похожа на другие книги цикла, и мне хочется с этим согласиться. Вместо бодрой компьютерной стрелялки - жесть во всей своей неприкрытости. Крипота страшна не тем, что она непонятная и загадочная такая, а тем, что патроны кончаются. Главный герой по имени Иван - в кои-то веки это не забитый романтичный слюнтяй с автоматом, а суровый угрюмый мужик, бьющий без сомнений и размазывающий сопли крайне экономно. Даже более экономно, чем требуют художественные цели.
В общем, подробно, натуралистично, в плане персонажей - очень живо и выпукло. Персонажи, кстати, здесь загляденье просто. Один Убер чего стоит - такой упоительный говнюк, что аж нельзя не восхищаться. Но там вообще многие весьма запоминающиеся личности, хоть приятного в них и мало.
Идеи Березина Врочек использовал почти все, но многое - в виде намеков, упоминаний, в общем, еще непонятнее стало местами. Но вместе с этим сама идея умирающего герметичного мира, полного всякой хренотени, уступила место совершенно другому мотиву.

Наверное, в этом и заключалось основное отличие. "Питер" - это как прощальная песня мертвой Земле. При всей жести сюжета и полудикой неотесанности характеров, он полон бесконечных авторских ремарок, ну до того лиричных, грустных и обиженных, будто он сам оттуда и обвиняет всё настоящее за то, что сделали с тем будущим.
Я не могу понять, что в этом, весьма ярком и необычном, авторском стиле меня раздражало и выматывало. То, что мир, от которого я у Глуховского тащился, предстает не полем игры, а полигоном для войны? Да вряд ли. То, что половина эмоций героев и автора смешана в кучу и выложена несвязными фразами меж диалогов? Обращения то в первом лице, то во втором, то в третьем, так что не разобрать, чей это вообще поток сознания? Без понятия, не исключаю. То, что автору не сильно нравится та реальность, которую он описывает? Так откуда ж мне знать, что ему нравится, а что нет? Дилемма в общем, но это смутное ощущение, что мне чего-то тут не нравится, сверлила мозг непрерывно, пока я слушал книгу. Чтец, кстати, всё это сильно сгладил еще, а заглянув в обычный текст, я ужаснулся синтаксической каше.

Если попытаться в двух словах описать о чем здесь идет речь: Иван оказывается замешанным в разборки между станциями, ходит по метро, смотрит на разные диковинные места и таинственных людей, а потом собирает команду для очередного рейда к великой цели. Цель не слишком возвышенная, команда упоротая, сюжет вполне интересный. Нестрашно, озлобленно, грустно. Читать можно.

Комментарии


Заглядываюсь на серию, только вот не знаю с чего начать?


С Глуховского)


Я имею в виду с какой книги, и в каком порядке) А с Глуховским я по "будущему" знакома)


Глуховский написал "Метро 2033" и продолжение "Метро 2034", и уже по ним развернулся межавторский цикл. Без Глуховского цикл никакого интереса не представляет, с "Будущим" он не связан. Книги цикла можно читать в любом порядке, друг с другом они тоже мало связаны, кроме трилогии Сергея Антонова, но она одна такая. По времени публикации первая книга проекта - "Путевые знаки" Владимира Березина.


Спасибо огромное, вот теперь разобралась, пометила себе)


Да не за что. Я сейчас обнаружила, что есть еще одна трилогия, оказывается, но ладно, хрен с ней)


Я после Антонова начинала эту книгу читать с предубеждением, думала, вообще не понравится, уже готовилась писать гадкую рецензию. Но "Питер" приятно удивил. Несмотря на некоторую бредовость и затянутость, книга получилась именно живая и выпуклая. И мне сейчас захотелось ее перечитать даже. Внезапно. О_о


Действительно внезапно)
А больше не хочется пожевать другие кактусы этой серии?)


Мне как-то боязно, вдруг они окажутся похожи на "Темные туннели"? Т_Т Хотя неплохо было бы дочитать эту трилогию Антонова, раз уж я ее начала.


Это как-то попахивает изощренными извращениями Оо


Есть такое. :D
Ну и плохие книги иногда бывает весело читать. Вроде "Темные туннели" меня местами смешили.


Критиковать их тоже весело)