Больше рецензий

1 сентября 2014 г. 01:38

393

4

У вас когда-нибудь возникало желание, чтобы детские страхи, которые когда-то рождались в густой темноте, рисуя ужасающие образы и преследуя затем в ночных кошмарах, оказались правдой? Абсолютно настоящей частью внешней реальности? У меня по прочтении этой книги возникло. Такое навязчивое: "Пожалуйста, появитесь уже!" И я нормальный, вроде. Не мальчик-гот и не сатанист-оккультист. Хотя книга написана, в принципе, о другом, законы индукции действуют и проецируют полученную информацию. Теперь на многие вещи я смотрю иначе.

Прежде чем приступить к описанию содержания, мне хочется обозначить целевую аудиторию. Сказать, мол: "Путник! Ежели веруешь ты в Господа спасителя нашего, обойди сие творение стороной, дабы не теребить самую основу веры своей и не уподобляться треклятым еретикам!" Или, наоборот: "Почитай, товарищ, дабы взглянуть на свое мировоззрение с принципиально иной стороны". Но незачем. В итоге ее прочитают только атеисты. Наверное. В книжном магазине среднестатистического христианина может привлечь первое слово наименования. А потом, почитав описание, он скажет: "Тьфу, ересь, бесовщина!" Наверное, опять же. Но мне, в принципе, все равно.

Для меня сие чтиво стало своего рода испытанием. И дело не в эстетической ограниченности и скудности литературных талантов автора. Нет, Мэтью Альперу следует отдать должное как раз-таки за простой и понятный подход к столь трудному предмету обсуждения. Я, положим, биологического образования не имею, свой интерес ограничиваю научно-популярной литературой, поэтому для меня этот фактор важен. Однако, справедливости ради замечу, что многие популяризаторы и авторы схожих тематик пишут несколько изящнее.

... Нет, дело в другом. В содержании. В выводах.
Суть изысканий, описанных в книге "Бог и мозг" заключается в том, чтобы дать атеизму активное оружие; Альпер негодует, что до сих пор научный подход как альтернатива религиозному основывался (в чем я с ним, кстати, не совсем согласен), прежде всего, на поиске нелогичностей и откровенных ляпов в Библии и словах непутевых церковников. Сейчас же, по его мнению, наступает новая эра атеизма, и имя ей - биотеология. Научная дисциплина, раскрывающая физиологическую составляющую "духовности" и "религиозности" человека. Вера в Бога оказывается приобретенным в процессе эволюции качеством адаптации, призванным для человеческого видового выживания. И доводы в пользу этой теории приводятся настолько убедительные, что и со всеми остальными главами трудно не согласиться.

Альпер идет дальше рассказов о генетике, давшей народам богов (да, именно в таком порядке). Он рассматривает различные аспекты человеческого поведения, свойственные людям принципиально различных национальностей и культур. Эти качества (ощущение вины, нравственность, музыкальный вкус и т.д.) он называет кросскультурными. И заявляет, что все это - эволюционное программирование. Естественные приобретения, накрепко уцепившееся в нашей природе. И имеющие реальные причины своего появления.
Принять все это довольно тяжело.

"Тьфу, да теория эволюции уже давно была развеяна в пух и прах" - скажет мне любой сторонник креационизма. Ну, без комментариев. Да, если вы слабо знакомы с канонами и механизмами эволюционного процесса (хотя бы с самыми элементарными - как я), то Альпера следовало бы отложить. И если вы серьезный специалист - наверное, тоже. Не отложить, а отбросить. Сторонним же созерцателям эта книга должна показаться полезной.

...А бабаек и дьяволов, спрятанных под кроватью, я до сих пор не обнаружил. К сожалению.