Больше рецензий

NadinaV

Эксперт

В поисках уюта

21 февраля 2024 г. 21:41

333

3.5 Ода жизни в своих фантазиях.

У меня определённо есть вопросы к людям, которые пишут аннотации для книг, поскольку так обманывать ожидания читателя это, я считаю, моветон. Они там что обещают? Карьерный путь амбициозного, расчётливого молодого человека, такого великого комбинатора, который с холодным разумом по головам пойдёт ради цели. Что я получила на самом деле? Любовные метания юноши, который максимально далёк от стратегического мышления.

Жюльен, конечно, тот ещё ферзь: он сам себе придумал образ умного, холодного человека, который достоин великой славы, отчаянно пытается убедить себя и заодно окружающих, что он этому образу соответствует, а по факту является просто обычным мальчишкой, потерявшимся в собственных фантазиях. Он не делает буквально ничего для достижения своего мнимого величия. Единственная его заслуга – это выученное наизусть священное писание на латыни, из-за чего он сам и, по какой-то неизвестной мне причине, все его знакомые считают его гением во плоти. Каждый раз, когда его кто-то восхвалял, мне хотелось просто рвать и метать, ведь он же тупой, как сибирский валенок (не в обиду валенкам). Жюльен хочет выбиться в люди, подняться наверх социальной лестницы, но, когда ему возможности для этого подаются буквально на блюдечке с голубой каёмочкой, он находит тысячу и один предлог, чтобы отказаться, поскольку он себе придумал единственно верный путь и якобы должен ему следовать, чего он тоже не делает, а только тратит свою энергию на соблазнение женщин. А как же просто сесть и подумать? Просчитать все возможности и варианты? Повернуть любую ситуацию в свою пользу? Не, не слышали.

А ведь всё банальное просто. Жюльен в принципе не является тем, за кого себя выдаёт. Он как был в самом начале книги показан забитым, эмоциональным, даже плаксивым, неуверенным в себе молодым человеком, к концу таким  и остался. Беда лишь в том, что он жаждет равняться на Наполеона, ругает и истязает себя за трусость и прочее, заставляя себя идти против собственной природы. Весьма поучительная с психологической точки зрения история на самом деле. Желая быть кем-то другим, идти по чужим стопам, можно попросту заблудиться в фантазиях и потерять себя настолько, что сотрётся грань между образом и реальной личностью. Отсюда и его неожиданная вспыльчивость, отсюда и метания в чувствах в целом и по отношению к каждой из девушек, в частности.

Г-жа де Реналь и Матильда, к слову, весьма интересные субъекты. Они настолько ослеплены мнимой личностью Жюльена, что обеих женщин искренне становится жалко. Мало того, что обеим хотелось пылких чувств, а тайный роман с молодым и красивым к этому располагает, так ещё они, видимо, в своём окружении не сталкивались с поистине умными мужчинами, иначе бы они в сторону главного героя и не посмотрели. Его так восхваляли, так превозносили, что уж правда начинаешь верить во фразу «любовь зла – полюбишь и козла». Если откровенно, то они не только повелись на образ, созданный Жюльеном, но ещё и сами сего его додумали, то есть любили не столько реального человека, сколько плод собственного воображения. В общем, обеим дамам сочувствуешь, но, так скажем, не от всего сердца.

Вроде бы надо подвести какой-то общий итог, но мне и добавить особо нечего. Книга выводила меня на эмоции лишь местами, остальное же время это было безумно скучное чтиво. И не подумайте, я вовсе не против медленного размеренного повествования, вон Пруста я вообще обожаю, а он считается гением скуки, просто либо Стендаль не мой автор, либо сюжет действительно пресный. Для общего развития – сойдёт, но перечитывать вряд ли стану.