Больше рецензий

Lizchen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 августа 2014 г. 18:47

273

5

Часто ли задумываешься во время чтения о том, как вообще у писателя все это появляется? Откуда приходит? Обычно знаешь универсальное определение «сочинил» и вполне им удовлетворяешься. Чаще всего раз и навсегда удовлетворяешься, ведь зачем вникать в процесс, когда потребляешь его готовые плоды. Но здесь… здесь я столько раз задерживала дыхание и беззвучно произносила: «Как?! Откуда у него это?! Кто водил рукой? Та самая Муза или бери выше?» Ответа у меня нет, планка так высока, что я не рискую даже пытаться понять механизм появления у Прилепина этой книги.

Отдаю себе отчет, что нелепо связывать эмоцию восторга и книгу лагерной тематики, книгу о тяжком человеческом (или скорее нечеловеческом) пути, о людях в бесчеловечных условиях и людях, что не совсем люди. Что ж, значит, не восторг, значит, не будет определения тому мощному чувству, которое сопровождало на протяжении всего чтения, а будет роспись в собственном бессилии написать осмысленный отзыв. Мне вообще кажется, что к «Обители» уместны или профессиональные рецензии от литературоведов и критиков, или эмоциональные, «общевпечатленческие» отзывы от «просточитателей»: как-то мелко и даже нелепо просто перечислить героев и очертить фабулу, мол, Артем Горяинов из Москвы да на Соловки, да на нары, да на Секирку…

Отрывочные вспышки-ощущения:
- Какой же русский язык! Не знаю, надо ли расшифровывать или это ощущается любым читателем на уровне непосредственного восприятия, необъяснимого органами чувств и устройством психики. В одном из отзывов нашла упрек в излишней классичности и соблюдении «ветхого реалистичного канона», что ж, для кого-то это книжная погибель, а для меня – высшая проба русской словесности.
- Какие попадающие в нерв диалоги, какие обжигающие сцены, фразы («Работу сделали неожиданно скоро – всех мертвых победили на раз» - об очистке территории кладбища под скотный двор)…

При всем моем неоднозначном, мягко говоря, отношении к самому Прилепину всячески желаю ему получения «Большой книги». Сбудется ли пожелание, узнаем совсем скоро…

Ветка комментариев


Творчеством А.Гитлера тоже можете насладиться. Не разделяя


Нет, не смогу. Если человек откровенно омерзителен, исчадие ада, то творчество его меня не интересует. Но сравнивать Прилепина с Гитлером не совсем корректно, чересчур радикально и явно провокационно. Меня заинтересовал роман после интересной рецензии.


"Майн кампф" был впервые опубликован в 1925 году, когда никто и не помышлял, что автор будет откровенно омерзителен и вообще исчадие ада


И какие же выдающиеся художественные достоинства у "Майн кампф"? Девятьпятьодиннольтритри, прочитайте уже роман-то, а то с каждой новой рецензией на него Вы выглядите все смешнее и смешнее)))


Те, кто охотно раскупал и читал М.к. в 1925м и позднее, несомненно видели в ней достоинства.
Я не боюсь выглядеть смешно, поверьте. Мне с каждой рецензией только смешнее за Захарку.
(не за его читателей, заметьте, я никогда не перехожу на личности)
Я действительно считаю его криворуким косноязычным тяп-ляпщиком, выехавшим во все эти Большие книги за счёт "такая серьезная тема, и сюжета нет, и читать скучно, а значит автор не потакает плебейским вкусам - срочно дать ему премию!"


Вы знаете, я ничего другого у него не читала и не хочу, но здесь и тема действительно серьезная, и сюжет есть, и читать совершенно не скучно. Именно поэтому мой голос в общем хоре "Прилепин прыгнул выше головы", именно поэтому я предлагаю вам прочесть чуть больше, чем пара страниц.
Извините, если задела Вашу личность, но спорить о произведении, опираясь только на политические воззрения его автора... Поменяйте нас местами, разве Вы бы не иронизировали надо мной, упирающейся в нетленку "не читал, но..."?))


Да всё это уже было, все лагерные серьёзные темы и сюжеты. Заметьте: у книжки нет ни одной отрицательной оценки. Это значит, что те кто З.П. читать не хочет ни в жизнь её не прочтут, просто побрезгуют.
Прилепин прыгнул выше головы, но:
а) вы ничего не читали из него больше
б) ну у всех голова-то на разном уровне, кому и вершок за прыжок
Я не опираюсь только на политические воззрения. Хотя и этой клоунады уже было бы достаточно.
"Не читал, но" - а чем не аргумент? Вот, сидим сейчас, нормально общаемся)


Я, например, его читать не хотела, так как кусочки из прежней прозы не вдохновляли, а тематика некоторых вещей просто отвращала. Однако ж стало интересно, что такого он написал на столь бурные похвалы, а после 30-й страницы меня уже было не оттянуть.

Не нормально мы общаемся, а беспредметно и бестолково. Сходимся (пусть не до деталей, но в общем и целом) в оценке Прилепина и толчем воду в ступе по поводу книги.


Те, кто охотно раскупал и читал М.к. в 1925м и позднее, несомненно видели в ней достоинства.

Художественные?))


А что, у мемуаров не может быть художественной ценности?


Я говорила о конкретной книге и ее художественных ценностях. В обоих случаях, к слову:)


Конкретно о МК не могу ничего сказать - не читал ведь!


Но можно же сравнить чужую критику "МК" и "Обители"))