Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

18 февраля 2024 г. 11:56

8K

4 Спойлер Роман с сладострастием

Роман о женщине, женственности, горечи и сладости жизни. Роман, где главная героиня – знаменитая куртизанка первой половины 20-го века, женщина, которая провела свою молодость в высшей степени артистично, как вечный праздник, фейерверк, бал-маскарад.

Ещё в ренессансные годы было сказано: Жизнь – это театр. В этом театре смена декораций происходит неуловимо быстро, мизансцены следуют одна за другой, и вот уже – гаснет свет, и пустеет зал.

Вот и – 1950-е, графиня Санциани стара, беспомощна, одинока и бедна, но она не сдаётся. И декорации её жизни всегда с ней, они возникают моментально, стоит ей захотеть, стоит её сознанию (или подсознанию) зацепиться за какой-то предмет, лицо, ассоциацию в окружении. Ведь времени, в сущности, нет, а значит, никто не умирает. Если уже нет прошлого и ещё нет будущего, то они где-то сходятся и существуют вместе. Сейчас (а что такое сейчас?) ей 68, и эпизоды её жизни, сладкие, горькие, протекают в обратном порядке. Когда-то ей предсказали, что она умрёт в 68. Лента времени движется, графиня снова проживает свою жизнь, счастливые годы протекают быстро, горькие переживания длятся бесконечно.

Это произведение навеяно автору образом маркизы Луизы Казати – знаменитая дама богемы, богатая эксцентричная женщина первой трети 20-го века. Муза декаданса – среди её поклонников, друзей, гостей, любовников – д Аннунцио, Жан Кокто, Вацлав Нижинский, Айседора Дункан, Коко Шанель, Пабло Пикассо, Сергей Дягилев и множество других, из влиятельных и из талантливых. Умопомрачительные вечеринки в Венеции, путешествия, дворцы, перформансы, любовные приключения, галерея портретов, истаявшее миллионное состояние.

Конечно, жизнь Казати, её образ, характер отражён в романе не буквально, но некоторые штрихи из жизни маркизы вдохновили Дрюона на образ графини Лукреции Санциани.

Время – это экспресс, который всегда идёт точно по расписанию, – и оно неумолимо примчало графиню к отметке 68. Она худа, почти измождена, без гроша, одинока, её былые одежды потрёпаны, её аура заметно подтаяла, но она горда, она не согнётся, и когда идёт походкой усталой королевы, то усмешки сами собой замирают.

Графиня живёт на 6 этаже в отеле «Ди Спанья» в Риме. Окружающим иногда кажется, что она заговаривается, принимает людей за фантомов из прошлого, пишет письма тем, кто уже давно умер, впрочем, по-настоящему никому нет до неё дела, но на всякий случай они вежливы. Время от времени накапливается её долг в отеле и ресторане, где она обедает, но до сих пор как-то удаётся всё уладить - либо находится тот, кто закрывает её счета, либо находится кое- что из оставшихся вещиц, что можно продать.

Вторая героиня романа – это молоденькая горничная Кармела, недавно поступившая на работу, и которую определили для начала на непрестижный 6 этаж. Кармела и графиня сближаются, притягиваются друг к другу, это рассвет и закат, начало пути и конец, грёзы об ушедшем и мечты о будущем. День за днем можно видеть, как жизнь перетекает из отжившей старости в юность, начинающую жить. Круговорот. В чем конец – в том и начало. Точка смерти графини на бесконечной линии времени – совпадает с точкой начала пути, надежд и перспектив для Кармелы.

С тем же ли сладострастием, как графиня Санциани, вступит в жизнь и Кармела?

Маститый режиссёр с красиво посеребрённой головой напомнил Витторио де Сика, мастера неореализма, который тоже любил брать для съёмок непрофессиональных актёров, искал новые лица, не примелькавшиеся на экранах.

И та же атмосфера 50-ых, которая знакома по итальянским фильмам тех лет, их неуловимое обаяние присутствует на страницах. И очень красиво написано.

Театральный сезон. Акт № 6 Французская труппа "Дежавю и Жамевю"