Больше рецензий

Osman_Pasha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 февраля 2024 г. 19:05

351

3.5

Год 1838. Пьер-Жозеф Прудон получает от Безансонской академии стипендию госпожи Сюар для обучения, но с определёнными условиями:

"Академия приглашает стипендиата доставлять ей ежегодно, в течение первых двух недель июля месяца, краткий, обстоятельный отчет о своих научных занятиях в течение предыдущего года".

Год 1839. В первый год обучения Пьер-Жозеф предоставляет для академии работу «О праздновании воскресенья».
30 июня 1840 года. Прудон снова исполняет свой долг и отправляет на суд академии свою работу «Что такое собственность?» Даже вставляет туда посвящение академии. Произведение это так всполошило членов академии, что они отвергли и осудили сочинение, а ещё потребовали снять посвящение в последующих изданиях.

«Собственность — это кража» - это главный вывод Прудона о собственности. Хотя и здесь есть оговорка. В одном месте отмечено, что не вся собственность — плохо, а только излишняя. Вместе с тем критериев для определения таковой в книге нет. Закрадывается мысль, что нормальной считается такая собственность какая наличествует у самого Прудона, а всё, что этот уровень превышает является излишним. Но способ для уравнивания автор не называет, хотя и говорит, что он у него есть:

Средство мое так просто и величественно, так обыкновенно и благородно, так верно и так мало понято, так свято и обыденно, что если бы я назвал его без пояснений и доказательств, то вызвал бы лишь насмешки и презрение.

Прудон часто ссылается на французскую революцию 1789 года. Поэтому можно подумать, что намекает он на подобное средство. Очередная революция должна решить все проблемы. Вот только такой путь не работает, знаменитый французский лозунг "свобода, равенство, братство" не действует. После свершения революции и обретения свободы, в идеале должно наступить равенство и братство. Только после всех революций люди начинают заниматься чем угодно, но не обретением равенства и братства. Лозунг этот нужно изменить на "равенство, братство, свобода". И сначала внушить людям, что все они равны, и когда все в это поверят свобода не заставит себя долго ждать.