Больше рецензий

27 августа 2014 г. 17:22

336

2

Я ненасытна в чтении и потому с жадностью набросилась на очередную игру для лайфлибовцев с чарующим названием ''Осень. Меланхолия старой эпохи''. Именно этот факт является моим оправданием того, что я все же дочитала эту увесистую книгу до конца.
Начнём с того, что, может, я покажусь, бездушной, но меня мало волнует судьба кастратов, о коих и пойдёт речь в повествовании. Напротив, я люблю слушать классическую музыку и оперу, но, опять-таки закулисье меня не интересует.
Тут же под соусом музыкальной карьеры, рассказывается о страданиях ( страданиях ли? ) оскопленных мальчиков, отданных на верное служение ее величеству - Музыке.
Я могу быть поклонницей определённых исполнителей, выделять их, но мне совершенно не интересно, что у них в штанах, и какого они пола.
Но здесь вроде речь и не об этом. Энн Райс попробовала дать нам, читателям, возможность причаститься к трагедии. Само название говорит об оставленности, безмерно одиночестве и пожалуй, непокорности судьбе. Тут я угадала.
Действительно,Тонио Трески - представитель древнего, могущественного веницианского рода, хоть и подвергся этой унизительной операции против собственной воли в 15- летнем возрасте, то есть переходном периоде от ребёнка к мужчине, остался мужчиной, а не бесполым существом.
Не стану пересказывать сюжет, авось, кто захочет прочитать, тем более, исходя из рецензий, отзывы на эту книгу куда более лестные, чем мой.
Но Тонио предстоит великая борьба, на кону которой не только его честь, но и сама жизнь. Став великим певцом, превзойдя ведущих мастеров эпохи, он не оставляет мечту доказать, что он евнух только физиологически, духовно - он мужчина. И он может отстоять себя, отомстить обидчика и выиграть битву.
Теперь о плохом.
По мере чтения я думала, что поставлю роману троечку, все это до момента встречи Тонио с кардиналом. Понимаю, что в литературе модно изображать служителей церкви, особенно католической, мужеложцами и педофилами, и на то, к сожалению, есть причины. Но к чему же осквернять святых людей, а многие священники действительно призваны служить Богу и они чисты, заслуженно носят свою мантию, создавая собирательный образ тем, что не называешь имя кардинала? Можно привести исторический пример, уличив в грехе определённого человека, так сказать, указать пальцем. Но выходит, что веских аргументов не имеется, потому мы вешаем первому попавшемуся мужчине внушительный крест на шею, одеваем в одежды служителя церкви, обзываем кардиналом и укладываем в постель с юношей. И все это подаём под названием - любовь.
Затем, Энн Райс и вправду часто называет гомосексуальные отношения великим, светлым чувством. Ощущение, будто работа заказана какой нибудь ЛГБТ-организацией. Я совершенно спокойно отношусь к представителям нетрадиционной ориентации, это личное дело каждого. Но считаю возмутительным и недопустимым навязывание такого, назовём это, образа жизни другим. Тут вроде как отображена историческая действительность, но создаётся ощущение умелого надувательства.
Также не могу понять, что общего имеют эти беспрерывные связи Тонио со случайными прохожими с любовью. При том не забываем, что ''истинно'' он любит только Гвидо. Конечно, кардинала, тут вообще все отмечено ''святостью''. И разумеется, Кристина. То есть убежденным гомосексуалистом его не назовешь. Скорее убежденной свиньей. Также есть целая вереница случайных партнёров, но то все без чувства и слезовыжимания. Просто трудовые будни оперного певца-евнуха. Ничего личного, просто бизнес. К то ж на оперу-то пойдёт, если там нельзя будет снять проститутку, изначально задуманную природой, как лицо мужского пола?
O tempora, o mores!
Из этого возникает справедливый вопрос, в чем несчастье Тонио, Гвидо( который со временем становится кем-то вроде сутенера)? По-моему их личная жизнь перенасыщенна, скажем прямо. У их ног оказываются мужчины, женщины, дети, женщины нетяжелого поведения и благочестивые на вид замужние дамы. В общем, пестрая толпа всех возрастов.

Жёлтый, красный, голубой, выбирай себе любой...

К тому же они вертятся в привелигированном кругу, приглашаются на всевозможные балы, вечера, обеды. Зарабатывают огромные деньги и занимаются любимым делом. Не подумайте плохого, я сейчас о творчестве.
Вывод: если бы не обилие развратных сцен, то, вероятно, этот слабенький детектив с неплохой исторической составляющей и заманчивыми описаниями красот Венеции, Неаполя, Рима, приглянулся бы мне, покорному читателю, больше. Также утомила эта соревновательность с графом Толстым и господином Шолоховым по количеству написанных букв. Вроде, насколько мне известно, писателю платят не за количество квадратных метров творчества, а за содержание. Книга больше похожа на сценарий полупорнографического фильма( хи-хи!) из серии ''Когда родители на работе'' для подростков, этак класса для 7, так сказать, особо интересующейся аудитории
P. S. Делайте выводы сами, я не комиссия по цензуре.

Комментарии


В последнее время рецензенты не видят в романе ничего, кроме порнографии. Этих сцен в романе от силы две - это не так много, чтобы называть роман полупорнографическим. Страдания, отчаяния, трагедии, исковерканной судьбы главного героя вы не увидели. Это каким же надо быть сухарем.:(
А умудриться углядеть здесь пропаганду гомосексуализма - это еще более удивительно. У нас пропаганда идет по ТВ, в этой книге - всего лишь горькая история.


Если бы он, например, был верен Гвидо, а не спал со всеми подряд, я бы его оценила. А так, он даже не гей.


Он бисексуал. В конце-концов, все люди от природы бисексуальны, только воспитание и гормональный фон определяют гетеросексаульность основной массы людей, так как она биологически необходимый фактор для сохранения жизни на Земле. А у него благодаря калечащей операции абсолютно нарушен гормональный фон, а отсюда и эмоциональный, психический фон. То, что с ним произошло, совершенно логично и объяснимо. Нехватка мужских половых гормонов, избыток женских - все нарушено напрочь. Это человеческая трагедия! Ведь в то время не было возможности исправить это с помощью гомональных препаратов, как сейчас. Даже в настоящее время врожденная или приобретенная кастрация лечатся очень сложно. А вы хихикаете в рецензии. Беда.


Кроме гормонального фона у человека ещё существует привязанность, боязнь причинить другому боль, то есть все те чувства, которые отличают его от животного. Пусть Гвидо демократично смотрит на отношения, но Кристина - она чиста, любит его, а он изменяет ей с первыми встречными.


Писать о геях - часто просто желание быть в тренде. Никакой глубины за этим нет!


Смотря в каком ключе писать. Попробуйте различать полутона.


Благодарю за совет. Дайте примеры. Мне вот ''Исповедь маски'' о неё понравилась... Так что, если считаете, что я вообще против такой литературы - ошибаетесь. У каждого свой вкус, и если мне не понравилось, именно это произведение, я не вижу в этом трагедии, чтобы делать каким-то выводы о бездушии, сухости и т.п. Предположим, теоретически мне было бы жалко человека, оказавшегося в таком положении, но Энн Райс своим стилем мне не понравилась и потому не пробудила чувств.
Раньше в литературе тоже присутствовали постельные сцены, но писатели вежливо ухадили в сторону, играли полу намеками. Да, есть произведения, в которых это нужно. Но к чему раза 4 повторять одно и тоже, варьируя лишь названия половых органов? По меньшей мере, безвкусица.


Ох, может быть, может быть... Вот только "Плач" написан в 1982 году...
Подзатянулся тренд :)
С другой стороны, тот же Морис Дрюон упоминал про подобную связь (печально закончившуюся для героев) в одном из своих романов :)
Один из ваших оппонентов высказывался про "биохимию". Я не считаю, что она во всем права :) Все-таки идеи нейробиологов мне ближе, особенно в том, что именно строение мозга влияет на поведение человека, а личность формируется из наследственных фаторов (генетики), особенностей внутриутробного развития (связей мать-дитя) и воспитания (окружения). Очень рекомендую (не только в привязке к данной книге, но саму по себе - Дика Свааба "Мы это наш мозг (от матки до Альцгеймера).

В целом мне понравилась ваша рецензия. Я бы назвала спорным моментом раздел про церковь. Уж кто кто, а бесчисленное множество представителей католической церкови (к сожалению), умудрились замарать себе репутацию на протяжении веков...


Благодарю за отзыв. В целом, согласна, но как верующего человека, пусть даже православную, коробит.


К тому же, понимаю, можно было бы возмущаться, если бы я ограничилась комментарием ''фу, мерзость'' и все в том стиле. Но я написала, как плюсы, так и минусы. Заметьте, по моему мнению. Не в журнале, не претендуя на истину.
Много что читают люди и восхищаются, или же наоборот порочат, но я не кидаюсь учить их, защищая любимые произведения. В конце концов, вкусы разные, мнения разные.


Фактически вы так и сказали, потому что настроение рецензии, особенно финала, презрительно-насмешливое. А меня задевает, и, надеюсь, не меня одну, когда смеются над бедой человека. У некоторых людей это тоже тренд, к сожалению, особенно у не совсем эмоционально зрелых.


Я смеюсь не над бедой человека, а над писательницей, в первую очередь. А также сытым Гвидо, порочным кардиналом... И над его распущенностью. И бывает, кстати, когда люди оказываются в гораздо худших ситуациях. Потерять зрение, ноги - намного хуже.


Как можно это сравнивать? В нашем организме нет лишних органов.
Если человек теряет орган по воле преступника - это тяжкий вред здоровью, за который предусмотрено уголовное наказание. Именно это и вытворяли с мальчиками в то время - тяжкое преступление.
Судя по вашим рассуждениям, вы бы не очень расстроились, если бы вам удалили яичники и вы бы никогда не смогли родить своего ребенка?


К самому Тонио у меня претензий меньше. Более веские ко всей этой веренице благочестивых дам, к мужчинам, у которых по дороге к жене вошло в привычку зайти к проститутке/проституту в зависимости от настроения.
Что же касается уже не настроения книги, а самой писательницы, я ей не поверила. Дабы пробудить чувство сострадания, как мне кажется, ей надо было бы делать больший акцент на страданиях. Первое время - ясно. Но затем показать не распутника, но затворника, вздыхающего по детям. Может, она желала показать, как человек восстает из пепла. Однако примешивается чувство противия.
Пусть бы Антонио( пофантазирую) не имея кучу партнёров, потому что это способствовало его успеху на сцене( тот же кардинал) взял в жёны Кристину( она же дама независимая, за мужчинами ради того, чтобы просто были, не гонится) и затем , например, взял бы на воспитание мальчика Паоло.


Конечно, так было бы красивее, но это было бы и не столь трагично, потому как говорило бы о его смирении со своей судьбой. А он бунтует, душа рвется на части.
Именно в интерпретации автора раскрыт трагизм, отчаяние, плач. Идеальное соответствие названию.


Ладно, все равно, не пойму) Перечитала я трагичных книг, после ''Блокадной книги'' кажется, что всем этим певцам грех жаловаться.
Кстати, не говорю за всех, но для части мальчиков из бедных семей( а семьи тогда огого были) это было своеобразным выходом. Надежда на заработок. Хоть они в детстве этого и не понимали, конечно. И лишать их выбора жестоко. Это надо совершать, если уж искусство требует жертв в сознательном возрасте, если человек сам на это идёт.
Но много чего ужасного было и есть на свете, и без этого. Так, штришок к 18 столетию. Меня больше ужаснуло то, что так легко из-за косого взгляда можно было проткнуть молодого человека шпагой. И никто не возмущался. Не был наказан. Так, одного, второго убил. Меньше народу, больше кислорода.
Наверно это и есть ключом к тому, что те ''чёрные хирурги'' тоже оставались безнаказанными. Человеческая жизнь ничего не стоила. Впрочем, сейчас мало что изменилось. Сажают разных уродов в тюрьмы. И то хорошо.


К тому же Энн Райс что-то напутала. В современном мире, многие мужчины добровольно идут на эту операцию, чтобы избавить себя от проблем с нежелательным детьми, увеличить продолжительность жизни и подобное. У нас это мало распространено, но на Западе и в Америке встречается часто.


Вы путаете. Распространена операция - перевязка семенных протоков. Она не лишает мужчину яичек, в которых вырабатываются половые гормоны. Мужчина только теряет способность к оплодотворению.
Кастрация же предполагает полное удаление яичек. У мужчины начинается феминизация из-за преобладания женских гормонов. Это серьезное заболевание. И детей не будет конечно.


Артисты/певцы всегда считались продажными, отчего удивляться, что большинство подрабатывало проституцией?

Как только герой Кристины добился/дождался - 4 года же мечтать только мог о ней, распутство закончилось. А с Гвидо много всего, но любовью и не пахнет. Там благодарность, братская любовь, преклонение перед талантом, страх одиночества, поддержка, желание доставить радость, отогреться сердцем рядом... А секс как вершина доверия и близости, "мы с тобой одной крови".


Согласна


"Но к чему же осквернять святых людей, а многие священники действительно призваны служить Богу и они чисты, заслуженно носят свою мантию, создавая собирательный образ тем, что не называешь имя кардинала? Можно привести исторический пример, уличив в грехе определённого человека, так сказать, указать пальцем. Но выходит, что веских аргументов не имеется, потому мы вешаем первому попавшемуся мужчине внушительный крест на шею, одеваем в одежды служителя церкви, обзываем кардиналом и укладываем в постель с юношей."

Уж в чем чем, а в не-историчности Энн Райс трудно упрекнуть. Для своих романов она проделывает немалую работу и даже в деталях пытается быть достоверной. Упоминания о кастратах, в том числе их уникальной сексуальной природе, встречаются во многих первичных источниках. Сам Казанова в своих мемуарах упоминал кардинала Боргезе, который любил "частные ужины" со своим протеже-кастратом. Вольтер в "Кандиде" тоже проехался по католической церкви, высмеивая подобные слабости многих духовных лиц. Так что хоть в основе "Плача" лежат и вымышленные события, но многое из описанного вполне могло иметь место в то время.

Чтобы расширить кругозор и узнать побольше об эпохе Просвещения, советую почитать того же Казанову, Вольтера, "Исповедь" Жан-Жака Руссо, Маркиза де Сада в конце концов. Бы будете удивлены, насколько нравы того времени отличаются от современных. К примеру, существование cicisbeo (постоянный спутник замужней женщины, фактически статус "официального любовника") было вполне оправданно высоким обществом, и те же кастраты нередко выступали в этой роли.