Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 18:43

29

4 Сына божьего лишают его божественных одежд

Джон Шелби Спонг
"Иисус для неверующих: основатель христианства без мифов, легенд и церковных доктрин"

Знакомство с этой книгой выдалось необычным в том плане, что я так и не понял, как это следует понимать. Глядите сами.

Автор - человек верующий, отставной епископ Епископальной церкви (одна из протестантских деноминаций) города Нью-Арк в США. При этом под обложкой меня ожидала чуть ли не совершенно атеистическая книга, что поразительно.

Как и заявлено в названии книги, перед нами предстает образ Иисуса из Назарета, очищенный от любых мифов, легенд и церковных доктрин. Хорошо хоть, что существование этого человека не предстает легендой.

"Он не нарушал естественные законы природы, не совершал чудес, не исцелял больных и недужных, не воскрешал умерших. Просто лишь чудеса позволяли евреям I века объяснить в достаточно выразительных терминах то, с чем, по их мнению, они встречались в личности Иисуса".

В этой небольшой цитате можно вкратце изложить взгляд автора на Иисуса. В общем это был обыкновенный человек, жизнь которого впоследствии была сильно искажена нагромождением различных мифов и легенд.

Автор полностью отметает любые библейские истории о чудесах Христа. Дескать, это истории не о реально произошедших событиях, а литературные символы, использованные авторами евангелий. Точно такими же литературными символами автор считает и другие детали его биографии, в том числе обстоятельства рождения (например, утверждается, что Иисус был незаконнорожденным и внебрачным, фигура его отца, Иосифа, вписана в историю евангелистами и не имела отношения к реальности), обстоятельства пророческой деятельности (начиная с того, что апостолов было не двенадцать и заканчивая тем, что среди его ближайших последователей были женщины, в частности, Мария Магдалина, которые не упоминаются в списке апостолов), обстоятельства смерти и последующие события. Разумеется, Иисус не воскресал из мертвых ни на третий день, ни в какой-либо день еще, а все, что в Новом Завете написано о том, что произошло начиная с его воскресения суть выдумка авторов новозаветных текстов.

Вроде бы вполне рациональный подход. В реальности нет людей, способных совершать чудеса, из посмертия никто не возвращался, так с чего бы нам полагать, что в истории было исключение хотя бы для одного для Иисуса? Мне как неверующему человеку стоило бы торжествовать, но я думаю, что в истории Иисуса все не настолько просто.

После его распятия ученики разбежались, один его предал, другой всего за одну ночь успел отречься трижды. Так бы последователи очередного странного еврейского пророка, расплодившиеся на фоне римского господства, и растворились бы, подобно другим зилотским группировкам и всяческим ожидающим Судного дня сектантам. До них был Иоанн Креститель, после них будет Симон Бар Кохба, а сколько было иных! Но что-то произошло, из-за чего ученики Иисуса из Назарета, оправившись от первого шока, вновь собрались вместе, вера их укрепилась сильнее прежнего, и они стали нести благовествование о скором приходе Царства Небесного.

Сына божьего лишают его божественных одежд. Перед нами просто харизматический еврейский апокалиптический пророк. Может ли такой человеческий, даже слишком человеческий, лишенный божественной возвышенности образ Христа, вдохновлять? Может быть. Но мне кажется, что сугубо человеческий Иисус в противоположность богочеловеку Иисусу теряет важное содержание.

А что вы думаете об этом?

Облако раздумий