Больше рецензий

С. Вадим (VadimSosedko)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2024 г. 12:04

172

5 "Поэт и мудрец слились в нём воедино…"- Н. В. Гоголь.

В день 255-летия со дня рождения одного из самых талантливых и значимых литераторов России ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА можно сказать много лестных слов о его великом наследии, можно вычленить лишь малоизвестные в наши дни произведения, можно говорить о его многогранности таланта. Мне же хочется остановиться лишь на одной стороне его дарований и лишь на одной басне, которую, пожалуй, ещё со школьной скамьи все не забыли.

картинка VadimSosedko

Всякому с детства, конечно, известны его басни. Их более 250, они разнообразны, они уникальны, они и по сей день актуальны. Часто в них можно проследить не только любовь к музыке, но и глубокое её понимание. Мог ли человек, далёкий от музыки и не владеющий игрой на каком-либо музыкальном инструменте так точно характеризовать её? Конечно же, нет. Писатель, привыкший с молодости добиваться всего сам, был музыкантом - скрипачом.

Ещё в Твери он получил первые уроки игры на скрипке, а уж далее совершенствовался самостоятельно. В Петербурге Крылов, общаясь в свете, часто выступал в любительских квартетах, играя партию 1-й скрипки. Также по свидетельству современников давал и сольные концерты. Из воспоминаний историка литературы и лингвиста Я.К.Грота:

Иногда Крылов давал маленькие концерты для домашних; раз он играл таким образом пьесу известного в то время скрипача Жерновика.

Лишь музыкант, тонко чувствовавший все тонкости исполнения, мог писать так:

Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался:
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…
Басня "Соловей".

Другая ж басня " Музыканты" показывает совсем неумелое музицирование, такое, от которого только лишь бежать хочется. Показывает неспособность пения без наличия природного таланта.

Но более всего, конечно же, показательна басня "Квартет".
Так показать человеческие слабости, иносказательно уходя в область музицирования, мог лишь только хороший музыкант. Именно музыка и помогла в этом случае высказать свои мысли. А причина написания была очень далека от самой музыки.
По мнению современников, басня "Квартет" была вызвана преобразованием Государственного Совета в 1810 году. После преобразования департаменты Совета возглавили четыре чиновника: граф П. В. Завадовский, князь П. В. Лопухин, граф А. А. Аракчеев и граф Н. С. Мордвинов. М. Н. Лонгинов в примечании к воспоминаниям И. И. Дмитриева "Взгляд на мою жизнь", 1861 г. писал:

"Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой "Квартет", разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева".

Мораль сей басни заключается в опасном невежестве и неспособности делать любое дело, если к тому нет призвания. Любое дело, начатое так, будет обязательно загублено на корню. И примеров тому и в нашей нынешней жизни предостаточно.

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
_____________

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

картинка VadimSosedko

Комментарии


Мне кажется, что Иван Андреевич вам бы аплодировал за такой отзыв !


Спасибо на добром слове. Я, конечно, не обладаю и сотой долей того таланта, что Крылову был дан, а потому лишь в меру своего восприятия пытаюсь донести всё его величие.