Больше рецензий

SantelliBungeys

Эксперт

Частное мнение дилетанта)

12 февраля 2024 г. 21:38

575

5 Под колесами жизни

Примерно треть от романа мне читалось с убеждением политтехнологичности основного направления действия. И все бы сложилось именно в этом ключе, поверьте, отчасти, так и есть, в основе сюжета история прихода к власти одного из главных героев романа, Вилли Старка, если бы не личность Джека Бердена, через призму сознания которого мы видим всех остальных героев. Именно его рассуждения о личности и ответственности перед другими людьми, а так же о том что прошлое есть судья настоящему, позволяет взглянуть на роман совсем по другому. Именно Джек и его внутренние перемены превращают политический роман в личностный.

Кто он, Джек Берден, не признающий ответственности, утративший веру в Бога, создатель теории великого Тика?
Согласно мнению Джека, в основе человеческих поступков лежат естественные причины - врожденные инстинкты, выброс гормонов, нервные импульсы. Человек, по циничному мнению Бердена, биологическая машина, выбор которой заранее обусловлен ее физиологией. Апогей неверия и отрицания, позволяющий спокойно взирать на жизнь и людей. Принять и оправдать поведение близких, матери и любимой женщины. Тут и к психологу не ходи, все мы родом из детства, сформировавшего наши проблемы и комплексы.
Невысказанная горечь, неброшенный вызов, скрытый конфликт, все это накладывает отпечаток на жизнь Джека, которого страшат привязанность и ответственность как таковая.

История Касса Мастерна, возникающая в начале как основа для научного исследования Бердена, постепенно придает смысл жизни герою. Дневники дальнего родственника по отцовской линии, отложенные из-за непонимания мотивации, или скорее от страха понимания и осознания, превращаются в нить путеводную для потомка. Невозможность отстранения и неизбежность возмездия за совершенное - подобно пауку, который устремляется по нитям своей паутины к своей жертве... Символично и то как именно переплетается история Касса и история судьи Ирвина. Ирония судьбы - тот кто отрицает существование причин и следствий, сам и становится орудием возмездия, объединяя в себе те самые причины и следствия.

Если же говорить о Прошлом, то оно является главным обвинителем, судьей и исполнителем наказания. А Джек, как "представитель по связям с общественностью", историк, чье профессиональное предназначение искать в прошлом ответы на насущные проблемы настоящего.

...ничто не пропадает бесследно, ничто и никогда...
...И все времена - одно время, и все умершие не жили до тех пор, пока мы не дали им жизнь, вспомнив о них...

Память, по мнению Бердена, чье имя в прямом переводе так и звучит как «бремя, ноша», становится лишь тяжелее с каждым годом, и хранит все совершенные злодеяния, ставшие явными, или оставшиеся тайной, тяжёлым грузом.
Так же показательна к вопросу личности и ответственности и история с лоботомией, проведенной Адамом Стентоном, операция с весьма печальным итогом, которая, при любом исходе, разрушает систему мотивов и , по факту, саму личность человека.

Ещё одним связующим фактором между двумя "Берденами" предстает объект материальный - дом судьи, наследство, полученное по завещанию. Правда об отцовстве и прошлом преступлении, хранящаяся под его сводами. Небольшое материальное свидетельство, которое переходит в более вещественное, в личный опыт для следующих поколений.
Ну и, наконец, вернусь к самому началу, к Вилли Старку, человеку и личности незаурядному, притягательному и неоднозначному. Вилли, верящий в удачу, в жизнь, в способность её изменить. Человек, предавший первоначальные мотивы, сместивший представления о Добре и Зле, навязывающий окружающим свое видение мира. Непомерная гордыня и уверенность в собственной безнаказанности - главные причины крушения и смерти. Колос на глиняных подпорках, игнорирующий нормы морали. Даже начало раскаяния, основанное на личной трагедии, не может остановить механизм возмездия.

А Джек Берден вынужденно доформировывает собственное новое мировоззрение, основываясь на гибели близких. Несвязанные, на первый взгляд, события прошлого и настоящего несут в себе определенную логику и ту самую ответственно, от которой герой так активно отбрыкивался большую часть романа. Затянувшееся взросление окончательно завершается и позволяет герою преодолеть чувство неполноценности, восстановить утраченные связи и почувствовать себя частицей мира людей.
Закончить хочется словами автора:

...мы уйдем из дома в биение времени, из одной истории к другой и к невероятной ответственности, которую на нас накладывает время

Отличный экземпляр южно-американской классики, позволяющий читателю вернуться, перечитать и выбрать очередного героя для пристального рассмотрения и оценки.

Читаем классику вместе. Литературный турнир "Театральный сезон".
Команда "КЛУЭДО на гастролях" в прежнем составе Оля Penelopa2 , Таня tatianadik , Юля Uchilka , Наташа thali .
+
Борцы с долгостроем. Февраль 2024.

Комментарии


Какой у тебя интересный ракурс!


Книга интереснейшая! Такие просторы вот можно почерпнуть в ней для этих самых "ракурсов")
А если вот взять не Вилли и Джека за основу, а Вилли и Сэди, или Вилли и Рафинад, пусть даже в последнем случае маловато для прямого анализа.
Все таки классика это вечное))


Сэди шикарная! Она мне очень нравится!


А фильм ты смотрела?


Хочу дожить до выходных и посмотреть) Жжёнов в роли Старка?
Когда попадаются такие персонажи, как Сэди, хочется носом некоторых потыкать, чтобы обратили внимание на не высосанный из пальца характеры и проблемы. Вот все это нытье про Джулию, Скарлетт и т.д. какие они стервы, в частности.


Да, Жженов - Старк, Лаврова - Сэди, Дуров - Рафинад. И Плятт в роли судьи.
И Козаков - Джек Берден, он просто рожден для этой роли....


Частенько хотела добавить книгу в виш, но политика отталкивала! А ты сейчас так хорошо написала, что закинула себе в закладки:)


Политики там не так уж и много)
Могу сравнить с Фолкнером, но Уоррен пишет полегче и действующих лиц поболее. Хорошая американская классика, попробуй)


Вот да, я так и поняла по твоей рецке)
К Фолкнеру норм отношусь, так что этой книге быть прочитанной)) Вернее прослушанной, посмотрела там более 25 часов начитки:)


Начитка меня не напрягала, даже больше половины в аудио получилось. А это редкость у меня теперь.


Оу, прямо порадовалась за тебя!)) Надеюсь в дальнейшем аудио окончательно разблокируется у тебя:)


Ага)) не могла не похвастаться)
Сейчас дослушала Золя, успешно, совместно с Герасимовым.


И снова с суперприбавлением скорости?)) Золя хорошо пишет, но у него всегда такой тлен..


Куда же без ускорения))
Это точно, а ещё его герои выписаны "до донышка", никаких неожиданных фортелей в процессе. Правда не до степени Диккенса - тот "клеймит" с первых страниц негодяя страшным концом.


Я сейчас всегда слушаю на высокой скорости, потому что иначе - уже слишком медленно для меня))
По игре Золя читаешь?)


И все равно, глазами быстрее раза в 2,5 получается.
Прочла, по дуэли в турнире. И книжек всяких, из того чем, обычно, не интересуюсь, поначитала))


Расширила читательские горизонты))


И не говори) ещё и в скоростном режиме, да в "неизвестных водах"))


Тут и к психологу не ходи, все мы родом из детства, сформировавшего наши проблемы и комплексы.

Лучше и не скажешь))


Я по ленте полистала, что-то у всех книжечки этой тематики - развод, неполные семьи, нелюбимые дети...


Видимо актуально..
Либо так сложилось.


Ушла к Камю)) у него декабрь и дождливый Алжир)


И немножечко депрессухи?))


Ты его недооцениваешь)) оооочень много депрессухи.

Благодаря Алёне мне не страшен автор и поток сознания.


Давно его читала, подзабыла))

Так так, что там сделала Алёна?))


Она подарила мне три рассказа) последний теперь в процессе освоения.


Какая прелесть:)