Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

25 августа 2014 г. 07:21

428

5 Такие дела

"Такие дела" - авторский рефрен, констатирующий чью-либо смерть в романе. Мужчины, женщины, ребенка, собаки, свиньи на бойне или десятков тысяч погибших во время дрезденской бомбардировки. В небольшом объеме фраза звучит сто шесть раз. Не запомнилось с первого чтения двадцать лет назад. Вообще мало что запомнила, кроме ощущения - очень сильная и совершенно моя книга. Ни сюжета, ни, по большому счету, героев. Кто-то летал с инопланетянами, бомбардировка Дрездена, лагерь военнопленных, история о Крестовом походе детей.

С начала лета все хотела перечитать, все откладывая. Еще об одном забыла напрочь. Или не было этого в первый раз. Эмоциональная привязка. Не к герою даже, который слишком нескладен и неуклюж для этого в бытовом, обыденном смысле и слишком, недосягаемо хорош в человеческом. К самому действию, к рассказу, к жизни, взятой, как череда бесконечно длящихся мгновений, из которых имеет смысл сосредотачиваться на хороших. Но прожить и пройти нужно все. Как иначе сумеешь отличить хорошие от плохих?

Так вот, эмоциональное ценю, грешна. Каким бы пиршеством интеллекта ни одарил автор, какую бы сложносочиненную интригу ни сплел, какими новаторскими приемами не тщился поразить воображение, если книга напугала до вздыбленных на спине рудиментарных волосков. Или рассмешила до состояния "кататьсяпополу". Или заставила плакать. Запомнится она надолго и качественно иначе. Вот ведь какие дела, не помню из первого чтения особых эмоций.

Может оттого, что была тогда вдвое моложе или чуть глупее, или не могла интегрировать в себя авторского взгляда на жизнь, как череду вещей, происходящих одновременно. Как не видела в Билли Пилигриме (ах, говорящее имя!) ничего, кроме бытовой неприспособленности и нелепости. В этот раз все смеялась. И плакала. По-настоящему, слезами, от которых глаза сегодня припухли и выгляжу не очень, несмотря на великое благо мейк-апа. И плакала, смеясь. И смеялась, плача. Такой оксюморон.

Потому что нельзя ведь не рассмеяться. представив себе героя, в опорках и одетого в махонькое пальтецо с чужого, переставшего физически быть, плеча (о чем красноречиво свидетельствуют пулевые отверстия и бурые пятна), которое тут же расползается на нескладной его фигуре совсем иначе распределяя по ней детали кроя. А за пару минут до того нельзя не разреветься видя прибытие состава с военнопленными в концлагерь. В котором люди низведены до жидкого состояния.

Или девочки-беженки в душевой на дрезденской бойне, куда по незнанию приводит вместо кухблока конвоируемых пленных мальчишка немецкий солдат. Клубы пара, визжащая голая толпа в раздвинутых внезапно дверях, ошеломенное оторопевшее, но и жадное смотрение. Смешно. И авторская ремарка о том, что эти девочки сгорят завтра заживо в подвале бомбоубежища. Которое не спасет от такой силы бомбардировки. И близкие еще слезы снова подступают.

А история двух землян, выставленных инопланетянами голыми же в подобии зоопарка, дабы совокупились, не смешит вовсе. И возмущения не вызывает. Но жаркую щемящую нежность. Умеет автор рассказать. И умеет протянуть нити. От всего ко всему. Говард Кэмпбелл младший из его же "Мать Тьма" появляется здесь. И воин-маори из австралийских союзнических войск, изображенный на главной картине героем "Синей бороды". А шире, что ж, можно и шире. Герой моей любимой книги все время повторяет : "Такова структура момента". Пан, "Иное небо", Лазарчук.

И так уж хороша эта фраза или такой родной показалась, что не умея даже определить, откуда, повторяю ее последние восемнадцать лет за ним, даже и в обращение введя среди своих. Отсюда, из "Бойни". Как отсюда же пересказанная на страницах этой книги апокрифическая история об Иисусе и Иосифе, которым римские солдаты заказывают крест для распятия по сложному чертежу. Они плотничали, если кто забыл. И делают, отчего не сделать, заказ как заказ.

Я не очень умею объяснить, но суть здесь не в том, чтобы прежде, чем распнуть кого-то, посмотреть - нет ли у него влиятельной родни. Суть - все со всем связано и существование есть такого рода непрерывность. И для него необходимы самые разные, на первый взгляд ненужные, вещи. На второй и на третий тоже. Увидеть их можно только долго и пристально вглядываясь. Но когда и если берешь на себя труд вглядеться имеешь шанс научиться такому, что качественно на порядок улучшит жизнь. Такие дела.

Комментарии


Поставлю вам плюс за ваши мысли, с вашего разрешения?!


Ой, спасибо вам большое.


Да уж, книга великая безо всяких сомнений. Как раз недавно вспоминал её, но совсем в другом разрезе. Удивительно, но год назад прочёл её удивительно легко и быстро. Книгу о таких тяжелейших событиях так легко и быстро. И в то же время ведь Воннегут отнюдь не смягчал боль, он показывал, как с болью можно жить (и Билли, несмотря на то, что его модно так интерпретировать, нисколько не психически больной, он - человек обладающий удивительно мягкой иронией вкупе с богатейшей фантазией). И вот в сравнении с Воннегутом (продолжаю разговор из комментариев к рецензии по Кафке) - творчество великого австрийца мне всё же представляется отчаянным криком, пытающегося забыться человека: так жить нельзя!!! А невдалеке тихо шепчет Воннегут - даже так жить можно, только надо очеловечить и Замок, и Тральфамадор. Как? Не быть врагом времени. Как осуществить это? Уже сложнее выразить по-человечески, но птицы точно знают. Фьюти- фьють...
И всё-таки не совсем об этом я думал. Я прочёл ''Град Обречённый'' Стругацких (Вы, если я не ошибаюсь, читали) и вот что там основная идея (кажется) - несмотря ни на что, надо жить. Андрею Воронину это даётся в конце романа крайне тяжко. Изе Кацману полегче. Вот мне и нафантазировалось - а если поменять Андрея с Билли Пиллигримом местами, прогулялся бы Билли с Изей по жарким пескам севера того стругацкого бешеного мира, познакомился бы с Фрицем Гейгером, поиграл бы в шахматы с Великим Стратегом в Красном Здании... Интересно, изменился бы Билли? А с другой стороны, попади Андрей к тральфамодорцам, ох и позабавил бы их, интересно, втюхал бы им свои извращённые представления о коммунизме?
А в общем и целом, Воннегут гений именно потому, что показал, как общество может устроиться, чтобы сектантский образ мышления его не карябал. Может, к ночи опять чудачу и тральфамадорцев излишне идеализирую. Как по-Вашему?
Может, собирусь и здесь написанное преобразую в отдельную историю...


Я обязательно вам отвечу так, как того заслуживает ваша реплика. Чуть позже, не на бегу. Да и в голове пусть уляжется по полкам.


Ну вот, теперь могу ответить более-менее внятно. Мне жаль вас разочаровывать, но с "Градом обреченным" нынче примерно та же история, какая была накануне перечитывания с "Бойней". Смутно-смутно-смутно. Хотя вы ведь употребили для иллюстрации, а мысль, которую хотели проиллюстрировать, уловила кажется.
Да, у меня то же впечатление, несмотря ни на что, нужно жить (основная идея). И не думаю, что в реальности "Града" больше сюра и абсурда, чем в той, в какой доводится существовать Билли. У вас годовалой давности впечатление от книги, потому возьму смелость привести пример из нее. Разрыдалась на моменте, когда охранники светом и воркованием выманивали из вагона жидкую человеческую массу. Но слезы жгли изнутри глаза, пока смеялась, видя, как Билли улыбается всем. Американским военнопленным, которые присоединяются-присоединяются к их конвою, немецким траченным жизнью охранникам. Он не дурачок, не юродивый, даже не психотравмированный детскими воспоминаниями о натуралистичном распятии, бассейне и Большом Каньоне. Он просто думает, что им чуть легче от его улыбки. Не головой, а сердцем. И он не ошибается, что самое главное. На тех весах, где взвешивают, измеряют и признают, ну вы понимаете, его вес высок чрезвычайно. Оттого и продолжение такое у жизни, даже с точки зрения обыденного житейского успеха: любовь, дружба, богатство, семейное счастье, реализованность (но и чудовищное одиночество).
Потому, думаю зависит от точки сборки. Где, в каком месте находишь себя, с какой позиции смотришь, насколько умеешь держать дистанцию от сюра и вбирать в себя, сохранять, накапливать настоящее. И ценить его. Крохотные кусочки, как тот зашитый в подкладку бриллиант, могут перевесить всю чудовищную боль и горечь, и унижение, через которые приходится пройти.
А Стругацких нужно бы перечитать, решиться пока не могу. Страшно, знаете, это была безумная любовь. Ужасно боюсь не найти того, что видела в них прежде.


Вашу мысль относительно Билли понимаю и принимаю.


Красиво написано)


Если честно, о красивости не пеклась. Оглушена была, культурный шок, тем более неожиданный, что читала второй раз.