Больше рецензий

cadien

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2014 г. 18:35

2K

5

Этот сборник - последний в творческой карьере Э.Манро, которая в 2013 году объявила об уходе из литературы. Возможно, именно по этой причине он вобрал в себя столько ностальгии по тем временам, которые уже не вернуть. Действие всех рассказов происходит в середине или второй половине двадцатого века: это и школа-интернат для туберкулезных детей времен Второй Мировой войны, и маленькие городки 60-70-х годов, где жизнь людей порой становится просто невыносима, и неожиданные встречи, пробуждающие воспоминания о молодости.

Однако при этом Манро остается верна своему стилю. Ее герои настолько живые, что в их существование нельзя не верить; ее истории настолько интересны, что читаются на одном дыхании, несмотря на некоторую трагичность описываемых событий. Эти персонажи познали в своей жизни все - безответную любовь, потерю близких людей, жестокие превратности судьбы; все, кроме настоящего счастья, которое так и осталось для них какой-то далекой звездой. Они, как и сама писательница, тоскуют по былым временам, когда у них все-таки были отдельные моменты радости, когда они могли строить далеко идущие планы и надеяться на что-то большее. А потом - жизненный путь героев резко меняет свое направление, и они вынуждены мириться с обстоятельствами, чтобы окончательно не сойти с ума. Да, возможно, порой они сами виноваты в том, что с ними произошло, сами отказались от своего счастья. Но разве читатель не имеет права сочувствовать им?

Некоторые рассказы впечатлили больше других, а некоторые вообще так и остались для меня загадкой (например, "Гордыня"). Манро вновь играет с читателями - подбрасывает им намеки, но никогда не объясняет свои истории до конца. Это вынуждает нас быть особо внимательными при чтении, иначе смысл написанного легко ускользнет. Иногда писательница обрывает рассказ там, где меньше всего этого ожидаешь, но при должном желании всегда (или почти всегда) можно догадаться, как сложится жизнь героев в дальнейшем. Больше всего лично мне понравились следующие рассказы: "Амундсен", "Карьер" (довольно жуткая вещь), "Поезд" и "Долли". Они сочетают в себе поразительную глубинность смысла, широкий спектр эмоций и вместе с тем относительную простоту замысла.

Как и в двух предыдущих сборниках, последний рассказ отличается от остальных. И если в "Слишком много счастья" это была увлекательная история про Софью Ковалевскую, а в "Беглянке" - взаимосвязанные зарисовки о даре предвидения, то здесь нас ждет "Финал". На самом деле, именно это название наиболее точно отражает суть четырех небольших рассказов, в которых Манро оглядывается на пройденный жизненный путь. Это, по ее собственному выражению, "первое и последнее, а также самое точное, что я могу сказать о своей собственной жизни". Сначала я думал, что все четыре рассказа будут посвящены разным периодам ее жизни, но в действительности они фокусируются в основном на детстве писательницы. Видимо, этим она хотела показать, что ее характер и дальнейшая судьба были сформированы именно в том возрасте. Манро не пытается приукрасить свои поступки, как не приукрашивает и своих героев. Ее детские годы кто-то мог бы назвать трудными: жизнь на ферме, навязчивые мысли, провальный бизнес отца, трудные отношения с матерью, у которой позднее обнаружили болезнь Паркинсона. Сама писательница не считает себя несчастной или чем-то обделенной. Она научилась радоваться мелочам и справляться с любыми трудностями, которые свалились на нее еще в детстве и с тех пор, очевидно, преследовали долгие годы. Да, именно этому учат ее рассказы и именно это она хотела сказать о своей собственной жизни.

Комментарии


Надо будет познакомиться, спасибо)


Познакомься обязательно, когда будет время.) Мне ее рассказы очень по душе пришлись.


А какой сборник порекомендуете для знакомства с автором?


Думаю, лучше начинать с "Беглянки", это самый ранний из переведенных, и там не такой явной ностальгии, как здесь. Мне "Беглянка" больше всего понравилась.


Спасибо, с этого сборника и начну.


Хоть не я спрашивала, но все равно спасибо:))
Ну мне почему-то по обложке именно *Беглянка* больше нравится... На нее для начала и поглядывала)) а теперь тем более))


Я вот застряла...Читатб начала - Слишком много счастья.. и на третьем рассказе бросила.
Я конечно вернусь, но что-то не пошло у меня(((


Они очень под настроение, согласен. Поэтому вернись как-нибудь потом, когда захочется погрустить, что ли.


я периодически прочитываю по одному...иной раз меня прям в ступор вводят рассказы...


Оттого что эмоционально тяжелые или по другой причине?


Это же все переварить надо...но есть такие, что просто никаких эмоций и впечатлений...мимо...но так наверное и должно быть..


Как интересно. Я обычно прохожу мимо книг этого автора, а может, и зря.


Она, безусловно, заслуживает внимания. Хотя бы потому, что получила Нобелевскую премию.


Спасибо за отзыв, мне тоже очень нравится автор, покупаю ее только в бумаге.


Некоторые рассказы впечатлили больше других, а некоторые вообще так и остались для меня загадкой (например, "Гордыня").

А что такого загадочного в рассказе "Гордыня"?
По-моему там всё понятно :)


Я уже плохо его помню, не впечатлил в свое время. Сейчас быстренько пробежал глазами по тексту. Такое ощущение, что там все слишком просто. Манро обычно вкладывает какой-то потайной смысл в рассказ, дает подсказку для понимания. А тут все как будто на поверхности и ничего больше нет. Как вот понять последнюю сцену со скунсами, например?


Я тоже немного подзабыла этот рассказ, поэтому пришлось его перечитать. И теперь он мне понравился ещё больше, чем в первый раз.
Но я "непрофессиональный читатель", поэтому воспринимаю художественную литературу не логически, а на эмоциональном уровне. Когда "цепляет" - это сразу чувствуется. Все рассказы Э. Манро, в том числе и "Гордыня", - это как будто "про меня", точнее про мой жизненный опыт.

Как вот понять последнюю сцену со скунсами, например?

Я не знаю, как её понять и какими словами её объяснить, но то что эта сцена там к месту и то, что она каким-то непонятным образом сглаживает общий итог неудавшихся отношений героев - это я поняла.


Возможно, мне тоже надо будет перечитать.)
Но в любом случае про "цепляет" - здесь я согласен, очень многие рассказы у нее оказали на меня подобное воздействие, иначе я бы и не стал читать все ее сборники. Мне нравится, что в героях Манро я вижу родственные души.