Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2024 г. 23:46

8K

4.5 По волнам памяти и истории

Один из героев этого романа замечает, что «великая книга, она всегда ни о чем, но в ней – всё». В некотором роде произведение Сарра приближается к такому ёмкому и открытому для различных толкований определению.

Мои ощущения от книги были неровными. Рассказанная история прерывиста, разорвана с точки зрения культуры и времени. Но прочитав больше четверти книги, я поняла, что она меня затянула в свой мир, одновременно таинственный и легко узнаваемый в своём повседневном реализме.

Автору удалось переплести в этой книге о литературе и жизни самые разные жанры. Детектив, мистика, философская притча, постколониальный роман, историческая драма, магический реализм, размышления о власти и эротическая зарисовка.
Всем этим сущностям в той или иной степени найдётся место на страницах романа, что уже свидетельствует о масштабности авторской задумки.

Так о чём же всё-таки роман Мохамеда Мбугара Сарра?

Он рассказывает историю Элимана, сенегальского франкоязычного писателя.
Он написал книгу «Лабиринт бесчеловечности», которая не отпускает главного героя, Диегана Латира Файе. Диеган – молодой сенегалец, приехавший в Париж учиться в университете. Он тоже пробует писать. Загадочная история Элимана и его роман захватили мысли и чувства Диегана. «Лабиринт бесчеловечности» был издан во Франции 1938 году. Фабула романа вращается вокруг одного жестокого короля, готового принести народ в жертву своим непомерным амбициям. Однако правителю суждено обнаружить, что даже «пути абсолютного Зла» могут привести к человечности.
Книга талантливого африканского автора стала настоящей сенсацией и вызвала скандал.

Элимана, прозванного «негритянским Рембо», обвинили в плагиате. Кто-то иронично замечает:

Возможно, быть выдающимся писателем – значит всего-навсего умело скрывать случаи плагиата и непрямого цитирования.

Вышло несколько разгромных статей критиков. Вскоре после этого Элиман бесследно исчезает. Диеган, покорённый и оглушённый чтением Лабиринта, спустя много десятилетий надеется отыскать следы Элимана. Во Франции, в Сенегале или кто знает, может быть, в Аргентине. Не мог же Элиман испариться? Моментами закрадывается подозрение, а существовал ли вообще Элиман? Не миф ли он, такой же, как и кровожадный король из его книги?
Если он реален, то каковы были его мотивы исчезнуть с радаров? Быть может, он замешан в каком-то преступлении?

Под верхним слоем детективной истории расположился целый ряд напластований.

Эта книга о попытках разобраться в себе, обрести своё место в этой порой жестокой комедии под названием жизнь. О том, как в каком-то смысле, эти попытки обречены на вечное повторение Нет ничего перманентного, что можно было бы раз и навсегда определить для себя и следовать по этому курсу, ни на что не отвлекаясь. В этом убедился Элиман, в этом предстоит убедиться и Диегану.
Эта история об одиночестве, которое у каждого своё.
Она об умении замечать и уважать другое и непривычное. О том, как непросто бывает порой это сделать.
Неслучайно приводится пассаж о вреде аналогий, которые могут помешать увидеть индивидуальность за кажущимся сходством. Перенося привычный нам опыт на других, мы лишаем мир части красок.

Роман наводит на размышления о сложностях деколонизации и обретения независимости. Избавиться от колониального гнёта бывает недостаточно. Грустная и даже жестокая ирония в том, как долгая и тяжёлая освободительная борьба заканчивается междоусобицей, порой кровавой. «Белые», чуждые элиты заменяются местными, а народ продолжает прозябать в бедности.
Жители Сенегала, который относительно мирно стал суверенным и в котором, в отличие от многих африканских стран, не происходило военных переворотов, также не остался в стороне от этих трудностей. Как замечает один из персонажей, что есть политика как не «продуманная конвертация правильно понятого людского горя»?

В книге упоминаются мрачные события кровавого гражданского противостояния в Конго. Мы видим их глазами маленького мальчика, которого родители пытались уберечь от резни, спрятав в недостроенный колодец. Метафизический колодец ужаса, из которого невозможно выбраться, даже поменяв континент.
Читая, мы вновь задумываемся о том, как колониализм влияет на сознание колонизируемых народов.
Колонизация несёт порабощённым народам не только «разорение, смерть и хаос», но и желание подражать угнетателям. Влияет она также и на сознание самих колонизаторов, как правило, весьма негативным образом.

Расизм, скрытый и явный, когда книгу оценивают не по её художественным качествам и вложенным в неё смыслам, а основываясь на цвете кожи и происхождении её автора.
События вокруг Элимана и его творчества в некотором смысле говорят в пользу трудно достижимого на практике тезиса «никакой идентичности кроме личной».
Ещё эта история о дружбе. О том, как преданность другу, может повлиять на всю твою жизнь. Элиман, такой таинственный и непредсказуемый, в конечном счёте человек из плоти и крови, чьи мотивы несложно понять. Хотя, возможно, и не все.

Любопытный факт состоит в том, что в судьбе выдуманного сенегальского писателя Элимана просматривается история реального малийского писателя Ямбо Уологема. В романе Уологема, награждённым престижной литературной премией, был обнаружен плагиат. После этого писатель уже ничего не публиковал. Его литературная карьера оборвалась в самом начале.

Здесь было много того, что хотелось выделить. Приведу только одну цитату, чтобы не утяжелять рецензию.

Об обществе и власти
Но я начинаю думать, что люди, видящие в посредственных правителях отражение их народов, не так уж неправы. Смотрю на наших соотечественников и думаю: в самом деле, а заслуживаем ли мы лучшего? Мы ведь тоже рыбы. Большой косяк сардин. Что мы делаем, поодиночке или сообща, чтобы получить нечто получше, чем аморальные продажные политиканы?
свернуть

Концовка оказалась довольно предсказуемой и практически лишённой какой-либо мистичности.

спойлер
Когда всплыла тема Аргентины, я почти сразу подумала, что Элиман отправился туда в надежде отомстить за своего друга и издателя Шарля Элленстейна, ставшего жертвой нацизма.
свернуть

Но если подумать, а как иначе мог закончиться этот роман?

Комментарии


Он написал книгу «Лабиринт бесчеловечности», которая не отпускает главного героя, Диегана Латира Файе.

Запуталась я слегка. Не сразу поняла, героем какой именно книги является Диеган. Сначала подумала, что он из "Лабиринта…".)

правителю суждено обнаружить, что даже «пути абсолютного Зла» могут привести к человечности.

Бывает, конечно, всякое, но существенные различия, наверное, прослеживаются в вероятностях разных исходов.

Мы видим их глазами маленького мальчика, которого родители пытались уберечь от резни, спрятав в недостроенный колодец. Метафизический колодец ужаса, из которого невозможно выбраться, даже поменяв континент.

О, да, колодец – многозначный символ, который может и ужас внушать. В мифологии колодец представляет собой путь сообщения между воздухом, водой и землей. Вода может и подарить жизнь, и отнять её. Колодец связывают и с жизнью, и со смертью, и с перерождением, и с душой.

Элиман отправился туда в надежде отомстить за своего друга и издателя Шарля Элленстейна, ставшего жертвой нацизма.

То есть он убийцей что ли решил стать?

Спасибо, Ника, за интересную рецензию!)


Людмила, это я, видимо, несколько запутанно написала) "Лабиринт" Элимана - это тема книги в книге.
Но в некотором роде сам роман Сарра провоцирует неоднозначность) Повествование там достаточно запутанное, по крайней мере вначале, потом втягиваешься)

Бывает, конечно, всякое, но существенные различия, наверное, прослеживаются в вероятностях разных исходов.

Согласна. На самом деле в "Лабиринте", романе Элимана, на жестокого короля и его преобразование повлияла мистика. А вот в жизни, как мы знаем, действие мистических сил маловероятно...

В мифологии колодец представляет собой путь сообщения между воздухом, водой и землей. Вода может и подарить жизнь, и отнять её.

Красиво про воду.
Да, колодец - сложный и многозначный символ. В книге трагический эпизод с мальчиком в колодце один из запоминающихся.

То есть он убийцей что ли решил стать?

Однозначного ответа не дается. Но всё может быть. Элиман посвятил много лет поиску бывшего нацистского офицера, ответственного за арест его друга.

Тебе спасибо, что уделила время рецензии, Людмила!)


Прочитав рецензию, пришел к выводу, что книга очень мощная и жизненная. Рефлексию в произведении можно спокойно экстраполировать и на наше русскоязычное пространство. Всё, думаю, такое же.
Спасибо большое!


Согласна с вами, Руслан. Многое можно без труда экстраполировать на наше русскоязычное пространство.
Рефлексия в произведении подаётся достаточно завуалированно. Можно увидеть или не увидеть или увидеть с иными оттенками. Книга достаточно тонкая. Я как-то так расставила акценты и считала.

Спасибо, что заглянули!)


Детектив, мистика, философская притча, постколониальный роман, историческая драма, магический реализм, размышления о власти и эротическая зарисовка.

Как интересно! Столько разных направлений переплелось в книге. )

Однако правителю суждено обнаружить, что даже «пути абсолютного Зла» могут привести к человечности.

Это речь идет о вымышленном правителе? Да?

Жители Сенегала, который относительно мирно стал суверенным и в котором, в отличие от многих африканских стран, не происходило военных переворотов,

Интересно. Люблю такие исторические вкрапления в твоих текстах о худ. книгах.. Хорошо, что в Сенегале все обошлось более-менее нормально.

Про то, как после окончания национально-освободительной борьбы насилие может не закончиться, я тоже читала.. Но это такая тема, которую можно обсуждать часами. Жалко всегда простых людей.

в судьбе выдуманного сенегальского писателя Элимана просматривается история реального малийского писателя Ямбо Уологема.

Действительно любопытно.

в пользу трудно достижимого на практике тезиса «никакой идентичности кроме личной».

Тоже думаю, что это трудно достижимо на практике. Но стремится к этому можно, а может иногда и нужно.

Сильная рецензия, Ника. Заставляет задуматься. Спасибо!


Это речь идет о вымышленном правителе?

Да, это вымышленный правитель из книги Элимана "Лабиринт бесчеловечности". Книги, которая захватила внимание Диегана, героя романа Сарра и основного, но не единственного рассказчика в романе.
Я выше Людмиле написала, что дело не обошлось без мистики. Именно она повлияла на короля из "Лабиринта" и заставила его изменить, так сказать, свой стиль правления.

Про то, как после окончания национально-освободительной борьбы насилие может не закончиться, я тоже читала

Увы, так бывает. Да и жизнь большинства людей может толком не измениться в лучшую сторону. Я это, естественно, не к тому, что у колониализма могут быть какие-то моральные оправдания или что-то в этом роде. Нет! Просто опыт антиколониальной борьбы в XX веке может дать несколько уроков и, возможно, чему-то научить. К примеру, стараться не мыслить лозунгами и готовыми фразами, а исходить из реалий на местах и интересов людей.
Кстати, Кристин, на тему продолжающегося насилия, ты мне невольно напомнила о фильме "Ветер, который качает вереск". В оригинале The Wind that Shakes the Barley.
Там про Ирландию после Первой мировой. Борьба против внешнего врага перетекает в вооруженное противостояние уже друг с другом.

что это трудно достижимо на практике.

Да, может быть сложно... и, наверное, не всем нужно.
Но мне кажется, важно подчеркнуть один момент, и в романе эта мысль тоже звучит, аккуратно и ненавязчиво.
Важно увидеть человека за теми или иными символами , проявить к нему или ей внимание.

Это тебе спасибо за внимание, Кристина!)


что дело не обошлось без мистики. Именно она повлияла на короля из "Лабиринта" и заставила его изменить, так сказать, свой стиль правления.

Вот оно что! А то я подумала, что как-то сомнительно это все.. но мистика многое объясняет. )

Просто опыт антиколониальной борьбы в XX веке может дать несколько уроков и, возможно, чему-то научить

Ника, поверь, я тебя поняла, даже если бы ты написала не очень четко. Я уже немного знаю твою позицию по разным темам.

ты мне невольно напомнила о фильме "Ветер, который качает вереск". В оригинале The Wind that Shakes the Barley.

Не видела этот фильм. Рекомендуешь посмотреть?

А вот тут ты меня действительно немножко запутала. Я сначала не поняла с кем они боролись после Первой мировой.. после уточнения стало ясно.

важно подчеркнуть один момент, и в романе эта мысль тоже звучит, аккуратно и ненавязчиво.

С этим я согласная.


но мистика многое объясняет. )

Не говори) В некоторых случаях вся надежда только на мистику... и это говорит любящий логику и далёкий от какой-либо мистичности человек, как я))

я тебя поняла, даже если бы ты написала не очень четко

Спасибо за понимание, Кристин)

Рекомендуешь посмотреть?

В общем-то да. Думаю, ты оценишь. Фильм сильный и актёры там на высоте. Но он тяжёлый. Если чувствуешь, что нет настроения, и хочется приободриться, то смотреть не стоит. Так что смотри сама)

после уточнения стало ясно.

Да, я отправила комментарий и почти сразу поняла, что уточнение желательно сделать.

Жалко всегда простых людей.

Это самое главное.


Думаю, ты оценишь. Фильм сильный и актёры там на высоте.

Тогда буду смотреть. Ты знаешь, что я люблю расширять киногоризонты. ) Про мрачное настроение в фильме я поняла.

и это говорит любящий логику и далёкий от какой-либо мистичности человек, как я))

Кто бы мог подумать, и это non-believer как ты (да?).. такие нынче времена. Мда.

За уточнение спасибо, Ника. )



Тогда буду смотреть.

Надеюсь, понравится.
Знаю, что любишь) А я решила в этом году больше времени уделять кино, в кои-то веки. Но пока не знаю, что из этого получится))

это non-believer как ты (да?)

Да. Убежденный к тому же)

Всегда пожалуйста, Кристина)


решила в этом году больше времени уделять кино, в кои-то веки.

Хорошая цель, поддерживаю. )


Там про Ирландию после Первой мировой. Борьба против внешнего врага перетекает в вооруженное противостояние уже друг с другом.

Как-то путано я написала. Речь идёт о ирландской войне за независимость (1919-1921).


Вот уж точно колонизация влияет негативно не только на порабощённых, но и на самих колонизаторов! Все проходят через сплошное варварство((


Точно, сплошное варварство:( Лучше и не скажешь, увы(


… и, наверное, одно из проявлений этого колониального варварства - систематическое унижение одной группы людей и появление ощущения безнаказанности у другой.


А потом получается замкнутый круг - когда угнетённые сами начинают с другими так себя вести, уже с высоты завоевателей. Как будто их самих недавно не колонизировали!


А потом получается замкнутый круг

Да, это печально.
Как иногда говорят, сражаясь со злом, старайся не уподобляться ему... как бы сложно это ни было.


Судя по рецензии, книга тяжёлая и многогранная. И столько тем поднято. И как подумаешь, сколько в мире зла и несправедливости… то мы ещё ничего живём, ну или жили.


Да, книга очень не простая... и многогранная.
Не говорите, Мила. Порой страшно думать о количестве зла и несправедливости в мире. И о том, что главная причина этого не в природных катаклизмах или каких-нибудь инопланетянах, а в людях и принимаемых ими решениях.

Спасибо вам за отклик.


Люди - самый страшный катаклизм на планете.


И в этом смысле ничего не меняется.


И, судя по всему, ещё долго не поменяется(


Заметил, что ты часто пишешь об Африке.
Так случайно выбираются книги или есть в этом выборе какой-то план?

«великая книга, она всегда ни о чем, но в ней – всё»

ты конечно же очень молода, но можеть быть ты смотрела один сериал, который тоже "show about nothing" ? И многие фанаты (я не из их числа) тоже считают, что в нем - всё :)


часто пишешь об Африке.

Любопытно, если создаётся такое впечатление) Нет, никакого плана нет. Разве что я стараюсь писать о относительно малоизвестных книгах. Желательно о тех, на которые нет рецензий на этом сайте. Но с этим романом не тот случай)

очень молода, но можеть быть ты смотрела один сериал, который тоже "show about nothing" ?

"Очень" здесь лишнее :) Сериал я не смотрела, и даже не слышала о таком. А как он называется, "Show about nothing"...
Или это "Seinfeld," согласно всеведущему гуглу?) Ты думаешь, мне стоит попробовать посмотреть?
В любом случае спасибо за наводку)


A Show About Nothing могло бы стать забавным названием))


Да, Seinfeld :)
Нет, думаю, что не стоит уже пробовать :)


Посмотрим :)