Больше рецензий

13 октября 2009 г. 16:18

71

5

Начинается «Партнер» достаточно легко и просто: не нужно выяснять, кто и у кого украл деньги. С первых страниц ясно, что 90 миллионов долларов украдены Патриком у юридической фирмы, в которой он работал. Правда, деньги эти незаконные – вот в чем вся суть. Патрик инициирует свою смерть и живет, не тужит незамеченным 4 года в Бразилии, пока его не выслеживают наемники, и не возвращают в Америку.
Гришэм блестяще показывает, как наш главный герой с помощью своей возлюбленной Евы (тоже, кстати, юриста) и старого друга-адвоката Сэнди, парирует каждый удар своих врагов, жаждущих получить обратно несметное количество денег и посадить Патрика за решетку или на электрический стул. Тут и ФБР с местными властями, которые хотят судить его за мошенничество и убийство (якобы он сжег тело невинного человека, чтобы сфальсифицировать свою смерть), и неверная жена со своим любовником-отморозком, и преступный лидер, которому как раз и принадлежат 90 миллионов, и его юридическая фирма, проводящая финансовые махинации. Да мало ли найдется людей, желающих человеку зла при таких-то деньгах!..
Патрик Лэниган организовал преступление просто феноменально, с особой точностью, без права на ошибку. И как ни странно – начинаешь сопереживать ему, болеть за то, чтобы он вышел сухим из воды. Ищешь оправдания его поступку в его рассказах. А Гришэм постоянно держит нас перед решением «казнить или помиловать» Патрика. Лэниган будто человек с двойным дном. Он трепетно относится к своей дочери, которая впоследствии окажется не его ребенком, и поддерживает терпеливую дружбу с Кловисом. Но мы постоянно сталкиваемся с его самодовольством, с его пренебрежительным отношением к госучреждениям и потрясающей аморальностью в краже «грязных» денег.
Гришэм словно проверяет этику читателя – должен ли жить Патрик долго и счастливо или нет? И выбрал он достаточно нетривиальный способ проверки, заложив его в окончание романа. Если мы смирились с тем, что Патрика оправдали всё, что он сделал, то мы, читатели, должны быть обижены на автора, что он не дал своему главному герою уехать в закат со своей возлюбленной. Но если мы поймем, что Патрик всё же хитрый лис и всё, что он сделал, преступно, какими бы словами он не отбрехивался, то вполне можем сказать, что он заслужил всё, что приготовила ему судьба на последних страницах.
Единственная проблема концовки состоит в том, что она чересчур неожиданна и надуманна. До последнего ни в одной из частей книги не было ни слова сказано, не было сделано ни намека о том, как этот близкий Патрику человек может сотворить такое предательство. Ничего не наводило на него подозрений.
Можно чувствовать себя неудовлетворенным от книги, ссылаясь на чрезвычайно необдуманную концовку, но всё, что было до неё, в моем понимании этой книги искупают все огрехи. Гришэм создал такой психологический, такой юридически тонкий роман, что я мысленно аплодировала стоя каждые пятнадцать прочитанных страниц. А его литературный посыл актуален во всем времена: деньги – зло. Живешь ли ты с ними в ладу или на широкую ногу.