Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 августа 2014 г. 13:45

558

4

Жуткая книга. Я всегда считала себя "жертвой православия", но вот почитаешь такое и понимаешь, что я еще легко отделалась. Ничего подобного тому гетто, в котором 15 лет существовала героиня романа, в моей жизни, слава Богу, не было. Хотя время на всякую религиозную дурь, ко Христу и христианству непосредственного отношения не имеющую, я потеряла изрядно, и это жаль. Впрочем, я, конечно, тоже не носила брюк, мела юбками пол, постилась на новый год и боялась исповеди, но все это было далеко не в таком градусе, как описан в романе, и без всех этих надрывов, т.к. я в общем и рассталась со всем этим без надрывов - поняла, что поиграли в ролевую игру, ну и хватит, т.к. православие на самом деле не об этом. Так что из моей жизни юбки и страхи ушли так же естественно, как в свое время пришли, ни в какие депрессии я не впадала и никаких духовников до смерти не боялась. Правда, у меня духовники были все-таки нормальные, а не этот монстр из романа. Но в целом мне трудно представить, как же надо запугать людей, чтобы они потом вот так всего боялись, как эта бедная Катя. Это уже не православие, а просто голимое сектантство концлагерного типа. Читать про все это жутко. Особенно жутко от мысли, что эти люди когда-то ходили, может быть, рядом со мной. У меня были некоторые знакомые, похожие на тип, описанный в романе, хотя, по-моему, и у них до таких градусов не доходило. Еще не доходило?

Вот что меня там привело в недоумение. Во-первых, где это семья героини в 90-х годах (причем вроде как в их начале еще) нашла приход с настолько развитым старцебесием (да еще и не один там был такой!), с таким монстром-настоятелем и с такой кучей неадекватно православных прихожан? По-моему, в те времена это не было еще так развито. Т.е., например, в соседнем с нашим храме были любители попугать народ списками грехов, но в то время все это только начиналось, и даже еще до 1997 г., когда я из патриархии ушла, оно еще не достигло полного расцвета, как чуть позже. Или это наш благословенный Питер пронесло, а кошмарная Москва уже тогда славилась отморозками и я просто не в курсе?
Во-вторых, разве у нас хоть когда-нибудь было такое время, когда в приходской школе можно было учиться вместо обычной? Или я опять не догоняю. Видимо, никогда я не была достаточно православной. Как хорошо-то ))

Ну а вообще роман оставляет тяжелое впечатление. Выход героини в "нормальную" жизнь на самом деле с "православием" так и не совместился. Конец смазанный. Автор, правда, что-то там пишет про "другое", нормальное как бы православие в стиле Шмемана и Сурожского, но как-то это все неубедительно смотрится. Я, впрочем, оных авторов особо не читала, Шмемана пробовала, но он мне не понравился - как по мне, это тоже не православие. Про Сурожского ничего не скажу - не читала.

А вот эпиграф из Кураева насчет того, что в православной культуре средневековья "нет места для ребенка", совсем тут не к месту. В средние века, действительно, не заморачивались "православным воспитанием" детей так, как сейчас, - и это прекрасно! Я совершенно уверена, что никто детей в те времена так православием не терроризировал. Ну, в России, может, и находились чокнутые любители "Домостроя" в промышленных количествах, но про Византию я такого не сказала бы. В православном обществе, где миряне всегда были больше номинально православны, чем реально зациклены на "благочестии", дети росли вполне естественно - игры, школа (не православная, а обычная светская, с Гомером и античными риторами!), спорт итп. Даже будущие святые так росли, это видно по житиям, а если где нарочно оговаривается, что ребенок с детства не принимал участия в играх сверстников или там строго постился и много молился, то уже сама подача этого как чего-то необычного говорит о том, что большинство родителей ничего подобного своим детям не навязывало. Так что нечего катить бочки на средневековье, там все было нормально. Да и в России, по крайней мере, перед революцией, таких кошмаров тоже не было - это из Шмелева хотя бы видно. Это только наши постсоветские долбанутые православные могли такой концлагерь из православия устроить. Я нарочно спрашивала знакомых, кто знает православную среду в др. странах - в Греции, в Америке: нигде такого кошмара нет, как у нас, а если и есть что-то похожее где-н. в Греции, то все-таки не в той концентрации (ну разве что в монастырях где-то, а не в миру). А у нас, натурально, советские граждане из церкви тоже сделали православный совок. Менталитет не пропьешь. Тьфу.

Но, вообще говоря, штука в том, что на самом деле "радикальное православие" (как выражается наш епископ) это действительно тот идеал, который всегда существовал в христианстве. Проблема православнутых, описанных в романе, не в том, что они радикальны, а в том, что их радикализм не про Бога. Про Бога было бы - умной молитвой заниматься и вообще вести какую-то внутреннюю мистическую жизнь. А у них выходит - они отказываются от мира и всего мирского, но вместо Бога на расчищенное место помещают идол - так называемое "спасение души". Вся эта "борьба с грехом", выброшенные телевизор и мирские книги, платки и юбки, отращивание бороды, ежевоскресное посещение церкви, "послушание духовнику", исповеди, "простите-благословите", многочасовые службы итп становится какой-то самоцелью, "правильной жизнью", а зачем такая жизнь нужна, остается по сути неясным. Типа ради загробного царства небесного, в которое еще, может, и не попадешь. Хотя Христос-то сказал: "Царство небесное внутри вас есть" - не будет когда-то там, а сейчас уже есть. А в этом романе про Иисусову молитву - ни слуху, ни духу. Так что все это вообще не про православие. Вот и выходит, что альтернатива этому концлагерю - "розовое православие", где можно жрать в пост курицу, любить жизнь и любоваться закатом. Ничего не имею против курицы, жизни и заката, но это еще не христианство.