Больше рецензий

2 февраля 2024 г. 08:57

8K

5 Смешные уроки дисциплины

В детстве и юношестве я всегда почему-то мечтала стать учителем. Сначала воспитателем детского сада, потом учителем начальных классов, затем учителем русского и литературы и, наконец, преподавателем музыки по классу скрипки в музыкальной школе. Последнюю мечту я даже попыталась осуществить, но вовремя одумалась... В итоге - три моих закадычных подруги таки стали учителями, а я нет! И, собственно, ни сколько не жалею о сём, если не считать отсутствие филологического образования... Кошки иногда скребут на душе, и локоть немного дразнит своей недоступностью, но, как говориться, судьба... Руки мои проложили мне дорожку в жизни, ну а детская мечта... Её ещё не поздно немного приблизить, минуя преподавание, потому как я по натуре не учитель и не люблю обучать и контролировать других...

Однако, к чему я об этом? Рассказ этот об учителе. А тема, которая меня саму не раз интересовала - а как учителю держать дисциплину в классе? Учителя ведь по натуре и психике все разные. И степень их учёности не всегда равняется способности прививать знания, как и держать внимание учеников. А к этому ещё и примешиваются вредные детские натуры, ибо все знают, что дети - самые жестокие в мире люди. Развивающийся человеческий интеллект, который ещё не контролирует внутреннюю мораль - ядерная смесь, которая подчас дорого обходится многим вполне талантливым учителям.

Так вот, некий математик, Харлампий Диогенович, который, как и Пифагор, был грек по происхождению, выбрал себе, как приём удержания дисциплины в классе, которым несколько наказывал провинившихся учеников, всеобщее осмеяние. Нет, он не позорил свою жертву, он просто слегка подтрунивал над ней, якобы остроумной шуткой или сравнением с кем-либо, а весь класс при этом начинал смеяться. Что чувствовал при этом нашкодивший по умыслу или без умысла ученик? Стыд, конечно, который потом забыть было трудно, а значит урок по дисциплине усваивался однозначно. И вот воспоминания героя данного рассказа Искандера, которому математик приписал несуществующий тринадцатый подвиг Геракла :

Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.

Возможно, и хороший метод выбрал учитель, и многим он подошёл, в качестве некоего отрезвления, особенно в детстве. Ибо, как говорил Б. Окуджава - "Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду".
Но... Я бы не стала применять этот метод со всеми подряд, потому как некоторых, особенно в детстве, можно и ранить до глубины души и не заслуженно даже, а вовсе не исправить их мелкие огрехи, потому что мы ведь все разные... Поэтому профессия учителя очень сложна и ответственна. Ведь, учитель не только даёт знания, но и в некотором смысле "лепит" наши души.

o-r.jpg


Комментарии


Да, профессия учителя остаётся до сих пор одной из самых тяжёлых. Не зря психологи ставят дату 10 лет как точку творческого выгорания большинства, а государство после 25 лет пед. стажа уже начисляет пенсию, хоть и небольшую.


Да, согласна, профессия это очень сложна психологически. Знаю всю их учительскую кухню, потому что подруги учителя. Особенно сейчас им тяжело, когда пришло время вседозволенности и бесцеремонности, они практически беззащитны, например, перед родителями. Выгорание рано у многих приходит, некоторые даже на грани пациента "палаты №6". Тут нужно устойчивое призвание в этой профессии, иначе тяжко будет..


Ведь, учитель не только даёт знания, но и в некотором смысле "лепит" наши души.

Очень понравилась мысль, Тань. И сама рецензия очень хороша.
Учитель, именно как ваятель..
У Платонова есть замечательный маленький рассказ-притча - Ещё мама.
Он про учительницу и ребёнка. И правда, учитель - это ещё мама. Но у Платонова как всегда, это почти евангелический образ.

Если не ошибаюсь, он про то, как Геракл лишил за ночь девственности 100 девушек.
Не об этом же учитель рассказывал?
Ты такую тему затронула..
Для того чтобы быть учителем, нужно прям гореть этим и чуточку быть.. подвижником.
Помню, когда я пошёл в 1 класс, то 1 сентября я полез зачем-то на школу.
Весело было карабкаться по кирпичному древнему зданию.
Долез почти до 3 этажа.
Мимо проходила учительница.. моя классная, как оказалось.
Я уже не смог слезть, как котёнок с дерева и вызывали людей.
Она тогда вздохнула, грустно улыбнулась. Поняла, что бедовый мальчик в её классе.
А помню ещё. как классе в 9, на уроке литературы, один мальчик вёл себя мерзко и нагло (не я), срывал урок. не реагировал на слова учителя.
А у учителя случилась трагедия перед этим и нервы сдыли.
Он что то писал у доски и не выдержал, повернулся и кинул мелом в мальчика. Но.. промахнулся и попал в голову девочке.
Это было ужасно. Девочка плакала. её успокаивали, учитель бросился к ней, прося прощения.
Мальчик притих, пристыженный: этот промахнувшийся мел, словно бы попал в самое сердце его.
Девочка оказалась чуткой, она всё понимала и сама чуть не не успокаивала учителя.
Мы проходили Достоевского.. и разыгралась сценка из его романа почти.
Хотелось подойти и обнять их всех, и девочку и учителя и мальчика притихшего..
А может этим мальчиком был я..


У Платонова есть замечательный маленький рассказ-притча - Ещё мама.
Он про учительницу и ребёнка. И правда, учитель - это ещё мама. Но у Платонова как всегда, это почти евангелический образ.

О, опять Платонов? Он как и Чехов, часто стал появляться, надо взять на заметку..

Если не ошибаюсь, он про то, как Геракл лишил за ночь девственности 100 девушек.
Не об этом же учитель рассказывал?

Неет, не озвучивал) И слава Богу, что не озвучивал такие вещи перед классом. Ну, может, они потом прочитали. Я вот тоже не знаю, что за подвиги, а теперь уж думаю, что надо погуглить..

Помню, когда я пошёл в 1 класс, то 1 сентября я полез зачем-то на школу.
Весело было карабкаться по кирпичному древнему зданию.
Долез почти до 3 этажа.

Саш, ты чё?? Ты что, человек - паук?) И зачем тебе это нужно было?)) Тянулся к свету знаний, как Леонов в "Большой перемене"? Он правда через окно лез, будучи уже не первоклассником )))

А у учителя случилась трагедия перед этим и нервы сдыли.
Он что то писал у доски и не выдержал, повернулся и кинул мелом в мальчика. Но.. промахнулся и попал в голову девочке.
Это было ужасно. Девочка плакала. её успокаивали, учитель бросился к ней, прося прощения.

Это что... А мне рассказывали историю, как одна мощная историчка кидалась не мелком, а указкой,  как в городках. И вот также попала не тому ученику в лоб указкой, потому что "цель" вовремя увернулась. Ей это с рук сошло, потому что в советские времена было... А сейчас поди посадили бы))

Очень понравилась мысль, Тань. И сама рецензия очень хороша.

Спасибо, Саша, мне приятно, что отозвалось и за отклик спасибо))


Саш, ты чё?? Ты что, человек - паук?) И зачем тебе это нужно было?)) Тянулся к свету знаний, как Леонов в "Большой перемене"? Он правда через окно лез, будучи уже не первоклассником )))

Тань, в детстве, меня хоть хлебом не корми, а дай полазать.
Однажды, лет 8 мне было. Пошёл погулять.
Мама говорит. Сына, далеко не ходи. Будь осторожней.
Ну, мне скучно.. далеко не ходить, а вокруг всё такое искусительное.
Стоит тополь. Огромный.
Ну, я полез. Знаешь как весело лезть было?
Когда я отошёл от вдохновения вскарабкивания и посмотрел вперед, я.. с ужасом увидел прямо перед собой, свой балкон синий. А это 7 этаж.
Метрах в 40 от дома.
И тополь так стал раскачиваться.. как мачта в бурю.
Мне стало жутко. А если мама выйдет и увидит дурачка?
Ага, вспомнил тот эпизод с Леоновым. Милый фильм.
По характеру я больше на героя Збруева похож..

Ого, Тань, про указку, жёсткий момент.
Живописно представил. Да и ты описала живописно.
Учителям нужно выдавать путёвки на канары за их нервную работу.
Вспомнил.. как в школе и в универе, у меня были странные амурные дела с учительницей и преподавательницей.
Помогло мне по физике 5 получить в году и зачёт сдать..


А это 7 этаж.
Метрах в 40 от дома.
И тополь так стал раскачиваться.. как мачта в бурю.

А ты ничего не путаешь в воспоминаниях?) Тополя, ведь на такой высоте очень тонкие и хрупкие к тому же, ветки ломаются у них легко.. Да ещё в 8 лет.. Однако...)

По характеру я больше на героя Збруева похож..

Збруев там очаровательный и к тому же красивый хулюган.. Но он настоящий, человек хороший..)

Учителям нужно выдавать путёвки на канары за их нервную работу.

Некоторые из них периодически не на Канарах отдыхают, к сожалению, а в "дурке" восстанавливают свои нервы)

амурные дела с учительницей и преподавательницей.

Это был ход "конём" или нравятся женщины постарше?)


А ты ничего не путаешь в воспоминаниях?) Тополя, ведь на такой высоте очень тонкие и хрупкие к тому же, ветки ломаются у них легко.. Да ещё в 8 лет.. Однако...)

Не путаю, Тань.
Может чуть округлил.
Там возвышенность маленькая была. Так что примерно, в сумме, близко к 7 этажу. Но чуть меньше, да.
Но тополь огромный.
В том то и дело, что я не сразу понял, что он истончился и раскачиваюсь там.

Это был ход "конём" или нравятся женщины постарше?)

Да просто вспомнил.
Это сложная тема, Тань. Проф риск, так сказать.
У каждого наверно была влюблённость в учителя.
Это я сейчас понимаю, что тогда, со стороны учительницы, ко мне, быть может просто нежность была. 10 класс.
В универе иначе всё было.


Там возвышенность маленькая была.
Но тополь огромный.

Ааа.. Ну тогда да, верю))

Это я сейчас понимаю, что тогда, со стороны учительницы, ко мне, быть может просто нежность была. 10 класс.

Ну это большой возраст. И если учительница молодая, то вполне и любовь бывает в таких случаях)

Я тоже вспомнила два эпизода из жизни, связанных с учителями. В пятом классе у нас вёл историю и литературу один и тот же учитель. Он, видимо, тоже ко мне что-то типа нежности испытывал. Постоянно выделял меня и постоянно подходил поправлял лямку фартука (всегда сваливалась) Это приятно вспоминать.)
А вот одного карапуза старого и лысого (как какой-то набоковский герой, не помню кого напоминает, может пильграма), который бегал за мной по школе, а я от него пряталась... брр.... неприятно вспоминать)))


Можно и пошутить, и подтрунить, и посмеяться. Главное, чтобы это было сделано с любовью, адекватностью и справедливостью. Дети, да и не только дети это тонко чувствуют


Ну да, согласна. С любовью это хорошо, но тут грань тонкая очень, согласитесь) Вот пошутил учитель вполне мягко, безобидно вроде, а класс подхватил и "загоготали" на свой лад и не с добром далеко... Ведь, дети сами знаете, не щадят. Приклеют потом эту "кликуху" до конца школы и всё!

Я пока писала отзыв, у меня всплыл в памяти один случай из моего последнего класса школы. Он без юмора, но параллель просматривается, что методы не всем подходят.
У нас в последнем классе каждый день все первые уроки были - литература. На неё все опаздывали. Учительнице это порядком надоело. И она выбрала день и стала всех опоздавших учеников спрашивать прямо у двери - "Как вы думаете, что нам с этим делать?"
Она была интеллигентная, мягкая, в возрасте такая...
И вот заходит девочка типа меня (дисциплинированная и ранимая), которая опоздала первый раз в своей жизни. Ираида Павловна говорит ей - "Катенька, вот как Вы думаете, что нам делать с вашими опозданиями? Почему, например, Вы опоздали!?"
Катя посмотрела на всех своими огромными глазами, подняла их к потолку, задумалась.. и говорит - "Ну.. я думаююю..... что..." Потом как заплакала только и — "Ну я же первый раз опоздала!!!!" И выбежала из класса. Учительница поняла, что зря она так с ней. Попросила меня её привести из коридора и извинилась перед ней.

Вот этот случай меня и навёл на мысль, что не всем подходят методы даже с теми шутками, Хотя рассказ. кстати, добрый очень. И мальчик там действительно схитрил, за что и получил порцию насмешек..


Читала в советских изданиях про "шутки" учителей и часто это откровенно издевательски звучало. Например

И вот однажды на уроке химии Лёнька, совсем забывшись, уставился на учительницу горящими глазами, в голове его звенело. Было, наверное, в его взгляде что-то нескромное; Татьяна Евгеньевна вспыхнула, вызвала гастролёра к доске и несколькими колкими вопросами сделала из него посмешище. — Что же вы молчите? — иронизировала она под хихиканье класса. — Кулаками легче работать, чем головой, правда? Нечего сказать, да?

Более того, такие шутки могут стать причиной буллинга, так что учителю не позавидуешь, легко можно перегнуть палку,но и быть "мальчиком для бритья" и терпеть неадекватное поведение учеников сложно и неправильно.


Татьяна Евгеньевна вспыхнула

Сначала немного вздрогнула, когда увидела своё имя :)))

Да, я согласна, с шутками надо быть осторожнее. Здесь очень тонкая грань. Даже если учитель пошутил и не зло, а вроде по-доброму, то остальные ученики могут это потом перевернуть всё во-своему, только что об этом в комментарии писала. Сложно быть учителем...


степень их учёности не всегда равняется способности прививать знания, как и держать внимание учеников.

Согласна с тобой, Татьяна. Кстати, то же самое можно сказать даже и о духовных учителях. То есть человек, достигший определённых высот духовной реализации, далеко не всегда способен передавать своё знание другим и стать хорошим гуру.

Я бы не стала применять этот метод со всеми подряд

Конечно, так нельзя. Все дети разные и подход к ним должен быть индивидуальным.


То есть человек, достигший определённых высот духовной реализации, далеко не всегда способен передавать своё знание другим и стать хорошим гуру.

Да, согласна! А сколько учителей, знающих свой предмет, как академики, а преподать и объяснить не могут от слова "совсем"! Я часто с таким сталкивалась и всегда с недоумением((

Все дети разные и подход к ним должен быть индивидуальным.

Вот именно!)


сколько учителей, знающих свой предмет, как академики, а преподать и объяснить не могут от слова "совсем"!

Да, это известный факт. Именно поэтому академики не должны учить первоклашек. Слишком уж большой разрыв между ними. Кстати, мне очень нравится фраза: когда ученик готов – учитель приходит. Но это больше относится к развитию личности и духовному росту.


Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии с учетом необходимости держать внимание не только дисциплинированных учеников, но и молодых хулиганов и "дикарей", даже если эти дикари могут получать по иным предметам "пятерки", например, по физкультуре и держат в кулаке весь класс. Я знаю про себя абсолютно точно, что мог бы в школе преподавать историю или русский язык и литературу, но знаю также абсолютно точно, что не справился бы с учениками в плане дисциплины. Чего нет во мне, того, увы, нет. А историй детской жестокости и по отношению к хорошим ученикам и по отношению к учителям в моей памяти хоть пруд пруди. Но были и хорошие ученики, которые никогда не совершали подлости.


Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии

Приятно, что заглянули, Сергей, спасибо) Да, обсуждение часто дополняет рецензию, а подчас интереснее самого отзыва. В этом и есть прелесть общения)

Я знаю про себя абсолютно точно, что мог бы в школе преподавать историю или русский язык и литературу

Да уж, и это в Вас угадывается по объёму знаний и классной, наполненной литературной речи)

не справился бы с учениками в плане дисциплины. Чего нет во мне, того, увы, нет.

Вот и во мне нет. Хорошо, что не стала учителем. У меня подруги учительницы, обе с железным и давящим характером, они, кстати, обе держат дисциплину. Одна в начальных классах, а другая почти во всей школе))

А историй детской жестокости и по отношению к хорошим ученикам и по отношению к учителям в моей памяти хоть пруд пруди.

Да.. Школа - это целая эпоха в жизни многих людей. Одни вспоминают её с радостью, а другие с болью детских травм..


Спасибо, Таня, вы меня понимаете иногда с полуслова. Это дорогого стоит) А еще благодарен вам за хорошие слова обо мне, революцию в школьном образовании я бы не сделал, но многие дети сидели бы раскрыв рты)), во всяком случае у многих бы проснулся и не угас потом в жизни интерес ни к русскому языку, ни к русской и зарубежной литературе, ни к всемирной и отечественной истории, ни к тому, что человек должен нести свет, а не тьму.


человек должен нести свет

картинка Ludmila888
картинка Ludmila888


Ура! К нам опять ёжик из тумана прибрёл ;)) Да еще и со светом знаний!) Очаровашка ;-)


Спасибо, Люда! Мягкий, добрый юмор это одна из главных опор, на котором держится человечество. Знание, конечно, сила, но любовь добро и сострадание значат не меньше)


Мягкий, добрый юмор это одна из главных опор, на котором держится человечество.

Полностью согласна! Без юмора - никак и никуда! )

Знание, конечно, сила, но любовь добро и сострадание значат не меньше)

И тут наши мнения совпадают.) Я ведь и не писала, что свет дают только знания. Перечисленные Вами любовь, добро и сострадание тоже, конечно, освещают наш путь. А, например, философский принцип триединства Истины, Добра и Красоты (разума, воли и чувства) подтверждает это. Разум безжизнен без добра, воля бессильна без разума. И лишь гармоничное единение разума и воли (Истины и Добра) высвечивает ту внутреннюю Красоту, которая, возможно, и способна спасти мир. Во всяком случае, Достоевский в это верил. И не только он.

«Истина, Добро, Красота. Всё это тут, за углом, в следующем проходе; всё это найдётся в следующей книге, в той, что ты ещё не прочёл, или на следующем стеллаже, до которого ты ещё не добрался. Но доберёшься в один прекрасный день»
(Д.Уильямс «Стоунер»).


Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии

Ах, Сергей, какая классная цитата из Вашего классного коммента об учителях, которые, кроме проведения предметных уроков в классах, являются ещё и классными руководителями. Класс! )))


Как классно вы обыграли это многогранное слово и понятие!)


Ага, я тоже на это обратила внимание! Класс!
Людмила, ты ведь тоже это слово любишь, частенько применяешь!?)


Замечательное тут у вас обсуждение! Душевное такое))

А я как раз из класса, где учительница кидалась указкой. Биологичка наша, которую до сих пор все вспоминают с содроганием. И ни одна душа так и не полюбила ни химию, ни биологию. Как, однако, много зависит порой от учителя. Весьма "ответственная" профессия. Ученики, бесспорно, ценят у учителя чувство юмора, но важно, чтобы это не было формой самоутверждения: дети это на раз просекают.

Таня, спасибо за замечательную рецензию. Очень важные вопросы затронули.


Спасибо большое, Лика, за тёплый отклик)
Да, у нас тут длинная беседа состоялась на волнующую многих тему...
Интересное совпадение про указку! Я немного спутала, это действительно была биологичка, которая ещё и химию вела. Но это было в Литве. Вы не там учились?))

Нет, я в Крыму))) Но, видать, подобные горе-учителя везде встречаются.