Больше рецензий

17 августа 2014 г. 20:19

724

4.5

При всем обилии антирелигиозной публицистики и литературы действительно хорошие книги встречаются редко. Таксиль и иже с ним - грубы и прямолинейны. Такого рода тексты были полезны, когда религия определяла многие и многие стороны общественной жизни, но в нынешних цивилизованных странах это уже вовсе не так. Как и в России, в силу исторических причин. В большинстве же прочих антирелигиозных текстов критика религии либо идет на весьма невысоком уровне, пусть и в более корректной, чем у Таксиля форме, либо рассматриваются сугубо частные вопросы противоречия между принципами устройства современного общества и религиозными предписаниями, а также деятельностью религиозных организаций.
"Жизнь без бога" рассматривает философские основы авраамических религий, прежде всего христианства. Для многих читателей будет открытием, что основные принципы привычной нам авраамической картины мира позаимствованы христианством, а позже исламом и современным иудаизмом, из вполне языческих построений античных философов. Автор последовательно рассматривает эти принципы, причину их возникновения, популярности, а также полную утрату ими актуальности в настоящее время. С позиции современных знаний и современного уровня развития философии эти метафизические основы религии не то, что неверны, а попросту не имеют смысла, как не имеет смысла фраза о глокой куздре - грамматически правильное сочетание бессмысленных, ничего не означающих слов. Рассматриваются, критикуются и обоснованно отвергаются также более-менее современные попытки реабилитации этих принципов.
Как уже сказано, весь разговор идет на основе принципов авраамических религий. Автор практически не затрагивает буддизм, зороастризм и многочисленные языческие верования. Впрочем, актуальность этих религий, особенно в российских реалиях, куда ниже, книга и без того получилась значительной по объему. Впечатление от книги немного портит несколько политических выпадов на злобу дня. Учитывая, что в целом разговор идет о принципах, история которых насчитывает века и тысячелетия, эти упоминания выглядят описаниями кислого пива и несварения желудка в тексте эпоса. Впрочем, это всего лишь несколько фраз, но лучше бы автор обошелся без них.
Немного портит удовольствие и оформление издания: крупный шрифт, словно в детской книге, неведомо зачем приведенные цитаты из текста самой книге - по половине абзацев огромным кеглем на полстраницы через каждые два-три листа, толстая, но рыхловатая бумага, увеличивающая и без того солидный объем тома. Более аккуратное оформление пошло бы книге на пользу.
Уровень текста довольно высок. Автор легко оперирует не самой простой для понимания терминологией, и хотя термины вводятся последовательно, неподготовленному читателю, слабо знакомому с религиозными и философскими концепциями, понадобится сильная мотивация, чтобы справиться с этим текстом и воспринять его смысл. Книга будет интересна тем, кто может и хочет понять не поверхностную, а глубокую критику философских основ религии.

Комментарии


Для многих читателей будет открытием, что основные принципы привычной нам авраамической картины мира позаимствованы христианством, а позже исламом и современным иудаизмом, из вполне языческих построений античных философов.

Вот спасибо античным философам. А то б без картины мира жили.


Ложная дихотомия)))


Душевная рецензия, спасибо.