Больше рецензий

31 января 2024 г. 11:04

83

4 Нихондзинрон от американца

Перед вами книга-дневник американца, который большую часть своей жизни прожил в Японии и вся его деятельность была связана с Востоком и культурой Японии в частности. Эта книга не из числа образовательного нон-фикшена, скорее можно назвать ее эссе о жизни в Японии с элементами автобиографии. Алекс Керр рассказывает истории о том, как он жил свою жизнь в стране своей страсти.

Начнем с того, кто такой Алекс Керр. Итак, он профессиональный востоковед, изучал и японоведение, и китаеведение в ведущих ВУЗах мира. Он точно знает о чем пишет, и пишет хорошо.
Есть в японской литературе такой жанр — нихондзинрон. Это когда японцы пускаются в рефлексию по уникальности своей нации, иногда критикуя, иногда восхваляя, но всегда выделяя. Вот у Керра получился типичнейший нихондзинрон. Я даже удивилась, как складно американец пропитался страной и выдал что-то чисто японское по структуре — и восхититься, и посетовать, и воспоминаниями поделиться. Недаром японцы были в восторге от этой книжки — она ведь полностью написана в их стиле, только не японцем, а американцем, что удваивает интерес.

В целом, мне книга понравилась. Как человеку, который тоже прожил определенное кол-во времени в Японии и занимается ее культурой профессионально, мне любопытно читать о судьбах иностранцев, особенно таких же востоковедов, в Японии. Понравилась, хотя есть нюанс...

Дорогой Алекс Керр! Культура великой страны все-таки не исчезает, а трансформируется в ногу со временем! Только и всего! Эта книга получила бы у меня наивысшую оценку, если бы не Ваше стариковское брюзжание, мол, трава была зеленее, японцы были японистее!

Япония — страна никакая не потерянная, а всего лишь живая.И люди в ней живые. А все живое претерпевает эволюцию. И культура стран не исключение. Никуда традиции не делись, и людьми еще многими продолжают соблюдаться, просто помимо "традиционной" (опять-таки традиционность это очень широкое понятие) культуры, есть еще современная культурная жизнь. А еще я напомню, что вздыхая про японцев, которые "совсем позабыли красоту", нужно подумать о том, что эта самая красота в принципе в любые века не всем доступна была. Как были заинтересованы в прекрасном определенные категории людей, так эти же категории и заинтересованы. Никогда не было так, что раньше были 100% населения посвящены в культуру и прекрасное, а теперь только 20%, например. Не забывайте, что размеренное наблюдение прекрасного вообще всегда было доступно только лишь людям определенных ремесел, да знати.

А кабуки, кстати, вообще раньше было делом париев. То, что сейчас это высокое искусство, которое не всем дано понять, — как раз заслуга этой вашей "потерянной" Японии, которая видоизменилась и вытащила актеров из категории неприкасаемых в категорию великих.

Книга мне понравилась как раз еще и тем, что я местами согласна с автором, а местами готова спорить на профессиональных ножах. Если бы это были только заметки живущего в стране, я бы просто закрыла книгу и сказала "норм устроился человек, конечно", а так в книге много мыслей с которыми то соглашаешься, то споришь.

8,5 из 10.

Рецензия написана в рамках нон-фикшн моба от группы Чарующая Азия.