Больше рецензий

Grahtatan

Эксперт

И вообще, у меня большой словарный...этот...как ег

28 января 2024 г. 22:57

352

5 Обо всех добрых папах.

Повесть «Мой добрый папа» Виктора Голявкина можно назвать автобиографической, многие рассказанные события идут параллельно с его личной жизнью, и к тому же отражают жизнь и поступки многих мальчишек тех лет.

Книга собрана из коротких простых рассказов, ярко передающих атмосферу обычной довоенной семьи и беззаботного детства. Именно эта простота и даёт мощный импульс подсознанию, и даёт пищу для возникновения ассоциаций, потому что она без фальши. Читала главу за главой, видела в Петьке своего отца. Каждая глава — пересечение с реальной историей моего папы, моего доброго, непрактичного папы. Даже больше, Петя и его отец слились в один образ моего папы. Так уж вышло, что события папиного детства знаю по рассказам, и в них очень много общего с Петей. Однако своего папу реально знаю только взрослым человеком, и он во многом совпадает с образом Владимира, отца Пети.

То что книга написана куцыми, как многие отметили, предложениями и простецкими диалогами оправдывается тем, что они исходят от лица десятилетнего мальчика. Тот факт, что аннотацией определён возраст мальчика в 7 лет, текстом не подтверждается: в главе «Про отцов и про нас» говорится, что в сентябре 1941 года он пошёл в третий класс, т.е. ему не менее десяти лет. Все события того лета и осени переданы через его восприятие и автору очень удалось передать именно детское отношение. Вышло образно, словно художник пишет картину, в описании событий слова кладёт крупными мазками и следом диалогами прорисовывает детали. Образы нечёткие, зато при всей суматохе мы явно чувствуем любовь. Искреннюю чистую любовь.

Книга хорошая, добрая, и папа настоящий. Тогда время было другое, люди были другими и жили, не забывая об окружающих людях. Сейчас никому никакого дела нет до других, да и со всех сторон призывают любить в первую очередь себя. Именно из-за тенденций сегодняшнего дня многие, в своих рецензиях, с недоверием относятся к эпизодам, когда мужчина покупает и раздаёт дворовой ребятне мандарины ящиками, мороженое тазиками, и при этом не имеет приличных брюк для работы. Просто надо понимать, люди тогда жили открыто и двор был одной большой семьёй, а в Баку особенно.
Невольно ищу сходства, мой папа был именно таким. В войну был сыном полка, во взрослой жизни служил в духовом оркестре, позже дирижёром в театре. Едва выходил во двор, вся ребятня сбегалась, потому что у него всегда находилось доброе слово, угощение или смешная история. Любил сам мороженое и, не задумываясь, покупал целую авоську брикетов, высыпал на дворовый столик: — Налетай ребятня!
Я сейчас даже представить не могу, кто бы мог так поступить в нашем теперешнем дворе.
Или был случай, когда оркестрант потерял, может украли по пьяному делу(?) свой инструмент. Папа как раз должен был купить новые ботинки, и вместо обуви для себя купил тому человеку новый тенор. Свободных денег ни у кого не было.
Мама была другая, практичная, ответственная за всех домочадцев. Как она ругалась, кричала: — Вот и ходи теперь в трубе!
И долго ещё ходил в дырявых ботинках. Да, и брюки у него были одни.
А рассказ про поездку в Баладжары… Сколько мальчишеских сумбурных эмоций, как встрепенулись его мысли, мечты и воспоминания. Всё это — правда! Чистая эмоциональная правда. Для меня очень сильные картинки.

Поезд тронулся и пошёл, сначала тихо, а дальше быстрей и быстрей… И тут я увидел папу.
Это был папа, честное слово! В военной форме, в пилотке. Боба не видел его, а я видел. Мой папа стоял на подножке вагона. Он, кажется, нас заметил, даже крикнул нам что-то. Но я не расслышал, что он крикнул. Вагон быстро промчался мимо. Я уверен, что это был папа. Он махал нам, и я побежал за вагоном, а поезд уже вовсю мчался…

Читая эту главу вижу, чувствую, как мой десятилетний папа в 42 году взял маленькую сестру и уехал на фронт помогать отцу бить фашистов. Именно так он оказался сыном полка, а сестрёнку тогда отправили к родной тётке в Москву.

Каждая глава — новая личная ассоциация. Очень глубокое произведение, затрагивает душевные струны и отзывается в памяти. Описаний войны здесь нет, при чтении приходит пронзительное понимание, какое горе несёт проклятая война, и самое главное: это будет пóнято и прочувствовано детьми, они — целевая аудитория.