Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 января 2024 г. 09:41

213

3 Книга без лица

Ожидания: их было много. В последние годы азиатская литература привлекает меня все больше - непривычностью раскладок своих сюжетов, своеобразным типом эмоциональности героев. Даже стандартные истории иногда выглядят у азиатских авторов инаково. То ли у них другие значимые точки в архетипах, то ли в самой реальности они выделяют какие-то невидимые мне, но важные для них нюансы, вокруг которых они и сосредоточивают свои смыслы, но чтение обычно бывает не просто экзотическим, но и занимательным. Эту книгу я выбрала и потому, что повседневная жизнь молодых людей в современной Южной Корее мне любопытна с этнической стороны, и потому, что бьюти-индустрия (а корейская сейчас переживает своеобразный пик популярности) - довольно далекая от меня, но все же смутно привлекательная тема, равно же как и работа девочек в рум-салонах или специфическая иллюстративность корейских художников.

Реальность: по сути, это было ни о чем - чистая, пустая, слегка замаскированная дорама с оттенками национальной грусти, хоть автор это напрямую отрицает. Пять героинь рассказывают о себе и других персонажах, описывая свое прошлое, текущие ощущения, ближайшие цели и пр. Вроде бы, все они разные, но в романе, на мой вкус, получились очень похожими – если не с лица, то по внутренней упертости характера. Наверное, это их национальная или социальная черта, чем-то соотносимая с кастовой определенностью индийцев, жестко диктующей стратегию и манеры поведения и общения с другими.

Позиционировалось всё как роман о женской дружбе, но в этом плане текст выглядел довольно сомнительно. Эти поверхностные отношения – дружба? взаимная симпатия? Я себе это представляю чуть иначе. Здесь все героини воспринимаются как весьма отстраненные и друг от друга, и от своих родителей, и от работодателей, и от мужчин, которые им нравятся или которых они «доят», и от своей работы - фактически от всего, кроме своего собственного затюканного эго. В результате получаются несколько вариантов страдания от самих же себя, где наивность сочетается с внутренней ожесточенностью. Шаг от любви до ненависти у каждой очень короткий.

Никому из них, по сути, ни до чего нет дела, разве что некоторые из них зациклены на собственной внешности, волосах, теле и попытках «продаться» подороже, почти все боятся нарушить внешние приличия, а потому даже вовлекаясь в некоторую свободу самовыражения или самопрезентации выглядят не самими собой, а раскрашенными марионетками, щелкающими стереотипами. Не уверена, что их интересы, проблемы и жизненные цели окажутся близкими всем читателям, настолько описанные жизни поверхностны и формальны.

Итог. Социальные проблемы Южной Кореи автор изобразила живописно (окруженные юными фанатками пустые k-pop-айдолы, сложности в том, чтобы получить образование и пробиться в жизни, жесткая социальная иерархичность, сковывающая жизненные возможности, баснословно дорогая жизнь, культ искусственной красоты и пр.), но для того, чтобы все это узнать, эту книгу читать не надо, в мире есть Интернет и туризм. Сюжета как такового нет, поскольку между героями нет и истинного взаимодействия, нет подлинных отношений, только выдаваемые за личные формальные связи, запечатанные в скудный фрейм офистеля, в котором все персонажи время от времени появляются и застают друг друга. Их связывает только хронотоп этого места, из которого все они мечтают выбраться и уходя из которого каждая становится одиночкой, должной противостоять своей реальности и рассчитывать в этом только на себя. Судьба ни одной из героинь не кажется интересной и чем-то примечательной (все они – стандартные современные типажи), ни одной из них особенно не сочувствовалось в их иллюзиях дружбы, взаимовыручки, привлекательности и пр., а такого итога у женского чтения, наверное, быть не должно. Открытый же в ничто финал только подчеркнул безликость и бессмысленность прочитанного.