Больше рецензий

dandelion_girl

Эксперт

Либрокубикуларист

14 августа 2014 г. 10:14

77

2

"ф. и. о. закончил свой жизненный путь"

Книга меня очень заинтересовала, с тех пор, как я её увидела. Что-то мистически-завораживающее связывалось у меня с этим названием. Ожидала много интересного.

К сожалению, меня ждало большое разочарование. Книга написана сумбурно и весьма поверхностно. Студент ВУЗа подготовил бы реферат по какой-нибудь культурологии на ту же самую тему с бОльшим успехом. Основное внимание, конечно, уделено православным похоронным обрядам. Интересно было почитать про малоизвестные обрядовые традиции у наших предков

Обрядовое соумирание жены с мужем понималось языческими народами как вторичное вступление в брак через смерть. У восточных славян обычай сжигать вдов на погребальном костре существовал начиная со II в. н. э. В VI–X вв. вступление девушки в брак означало для нее и обязанность умереть вместе с мужем даже в случае его ранней смерти.

Или вот это, например,

Для людей бедных было чрезвычайно дорого рыть могилу зимой; поэтому мертвецов ставили в усыпальницы или притворы при колокольнях и там держали до весны.
Весной семейства разбирали своих мертвецов и хоронили на кладбищах. Бедняки, которым не на что было похоронить, просили милостыню на погребение, и никто в этой жертве не отказывал.

Автор пытается сравнить некоторые православные традиции, связанные с умиранием, с другими религиями (исламом, католичеством, мусульманством), но у него это плохо получается, и он крайне непоследователен.

По-моему, самая интересная глава - про искусство бальзамирования у древних египтян:

...родственники вместе с друзьями, знакомыми и плакальщицами вносили умершего во двор храма. Все этапы бальзамирования сопровождались ритуальными действами, плачами, церемониями. Бальзамирование первой категории происходило со вскрытием полостей, которые промывались пальмовым вином и квасией, наполнялись воском, писифальтом, асфальтом с берегов и со дна Мертвого моря. После погружения в натрон, просушивания, тело натирали магическими маслами, щедро посыпали порошком благовоний и помещали в раствор меда и смол на 20 дней. Затем надевали рубаху, которая зашнуровывалась сзади, и 15–20 раз бинтовали шелком, пропитанным смолами (для этого требовалось до 1000 локтей шелка, то есть около 500 метров). Руки бинтовались отдельно, а ноги вместе. Лицо покрывалось целым куском шелка и разрисовывалось. Очень богатым покойникам на лицо накладывалась золотая или серебряная маска-портрет. Для позднейшего периода был характерен портрет на досках на месте лица – так называемый «фаюмский» портрет.

Высказываясь о новых "моделях" гробов в одной из глав, автор, по-моему, не скрывает цинизма:

Богатые люди развлекаются даже после смерти. Совсем недавно (в том числе и в России) появились новые формы гробов. Они сделаны по частному конкретному заказу родственников и изготавливаются умельцами в форме, соответствующей роду занятий умершего. Так рыбака (владельца рыбного бизнеса) могут похоронить в гробу виде гигантской рыбы, владельца ресторанного бизнеса – в гробу в форме бутылки, владельца конторы лимузинов – в гробу в форме лимузина

А глава "Похороны" вообще какая-то злая насмешка. Автор думает, что рассказывает в деталях, что за чем следует на похоронах, а получился официальный доклад:

В дом, откуда будут начинаться похороны, церемониймейстер должен прибыть в точно назначенное время, представиться близким родственникам, предъявить служебное удостоверение. При необходимости провести похороны из дома, он должен дать советы близким умершего по траурному убранству комнаты, где будет находится покойный...

Траурный митинг начинается с предоставления слова желающим выступить... Если нет желающих выступить, то ответственное лицо может произнести краткую речь, используя краткие сведения об умершем. После окончания выступлений ответственный приглашает совершить обряд последнего целования и затем закрывает траурный митинг словами: «ф. и. о. закончил свой жизненный путь. Пусть добрая, светлая память о нем сохранится в наших сердцах на долгие годы». Звучит траурная музыка.

Вот это "ф. и. о." меня просто шокировало!

В общем, "двойка", господин Кашкаров. Садитесь. И не пишите больше подобных опусов.

Рецензия написана в рамках участия в игре "Спаси книгу - напиши рецензию" N25