Больше рецензий

13 августа 2014 г. 20:52

149

5

Я часто начинаю читать авторов не с первого их произведения, а с последнего. Вот и с Прилепиным так получилось. Понравился его литературный стиль. С первых строк захватила меня эта история.
СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. И его обитатели, существующие в этой непростой обители. Лагерь на территории монастыря, где в камерах под штукатуркой от пришедшей напасти прячутся лики святых.
А у обитателей незамысловатые желания и потребности. Выжить – главная задача.
Поначалу события как бы подернуты дымкой, все как в тумане. Тяжелая работа, клопы, грязь бараков и несвежая одежда, беспризорник под нарами, по ночам снится еда, а днем о ней мечтается. Не высовываться, стать неприметным призраком, до которого никому нет дела и стараться выжить.
Потом или туманная пелена сходит, или еще гуще становится. Не разобрать. Вместе со страхом и голодом в главном герое – Артёме Горяинове – как бы просыпается что-то первобытное, дикое, инстинктивное, неистовое, подсознательное и неподдающееся контролю разума. И началось это не поймешь с чего – то ли со встречи с начальником лагеря Эйхманисом, то ли с раскурочивания кладбища. И понеслось, закрутилось, завертелось. “Ой, дурак, – повторял пока шли по монастырскому двору. – Ой, дурак, дурак, дурак, весь день дурак…”
После прочтения книги я бы даже не сказала, что книга чисто о существовании в соловецком лагере. Она о большем. Прилепин нам дает картину разных характеров, которые поместили в нечеловеческие условия. Дает возможность понаблюдать за их изменением. Или даже нельзя назвать это изменением, а просто вытягиванием наружу, на поверхность, всего потаенного, что в обычной *приличной* жизни прячется в глубинах души. На контрасте с уголовниками, живущими и на воле, и в лагере по своим блатным стабильным законам, *по понятиям*. От них хоть ясно, чего ожидать. Ничего хорошего, понятно, но это предсказуемо и ясно. А от *приличного* человека можно любой сюрприз получить в любой момент. И от заключенных, и от охранников, опьяненных вседозволенностью. И Прилепин такие сюрпризы любит вываливать на главного героя и на читателей. Иногда увлекается всеми этими ужасами. На контрастах играет, когда сменяются черные и светлые полосы в жизни обитателей СЛОНа. Только что казалось, что даже надежда умерла и о будущем не задумываешься, живешь моментом и настоящей секундой, то выныривая в реальность, то проваливаясь в забытье. А через несколько часов, неожиданно сытый и отогретый, уже вспоминаешь все это, как страшный сон.
Только автор ни на секунду не дает ощущения безопасности. “Не по плису, не по бархату хожу, а хожу-хожу по острому ножу…” Уверился герой, что вокруг него более-менее стабильность появилась, а она в следующий момент рушится, как карточный домик и нет ничего страшнее и жутче звенящего колокольчика в коридоре барака.
Книга понравилась, авторский стиль живой и образный, атмосферный. Никого не оправдывает, никого не обвиняет. Просто так было, такие времена непростые, и повторять их не нужно, и забывать нельзя. На историю своей страны нельзя обижаться. Вы же не будете всерьез ненавидеть дождь, снег, штормовые волны или ночь ? Буду продолжать знакомство с книгами Прилепина, но подряд их читать трудно.