Больше рецензий

Oksi-Moksi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2024 г. 22:39

128

4.5

С интересом взялась за эту книгу, так как давно уже хотела прочесть о жизни православного монастыря, распорядке дня в обители, ну и все такое. В целом, книга о том, что ожидает человека, который едет жить в монастырь, толком не понимая, куда и зачем он едет и в чем состоит монашеский подвиг.

Я раньше вот думала, что в монастырь попасть не так то и просто. Нужно, во-первых, быть воцерквленным человеком. Много лет читать утреннее и вечернее правило, исповедоваться и причащаться регулярно. Ходить в Храм очень часто и соблюдать посты и прочую дисциплину. А у Марии как-то быстро случилось все. Она познакомилась с православием в августе, а в декабре (через 4 месяца) по благословению старца, которого впервые в жизни увидела, отправилась в монастырь, находящийся в Сибири. Мотив поехать? А страшно волю старца нарушить. 21 век на дворе, а современная молодая женщина, с высшим образованием, прекрасно устроенная в жизни подвержена подобным суевериям? Или все же ей понравилась идея собственной «богоизбранности»? Ну и интересный опыт, конечно же. Но ведь любопытство можно было бы удовлетворить за 2-3 месяца и сполна! Но семь лет!? После первого монастыря в Сибири и лечения анемии дома, Мария благословилась в другой монастырь, где ее поджидала коварная игуменья, и прожила там, тяжело работая, еще 4 года. А потом еще около года в третьем монастыре.

Если посмотреть с мирской точки зрения обычного человека, то понять это все нельзя. Никто обычно не понимает, когда человек добровольно отказывается от мирской обычной жизни и идет искать Бога, спасаясь в монастыре. И объяснять это бесполезно, так как есть такие вещи, которые «если нужно объяснять, то не нужно объяснять». То же и с монастырским уставом. При всех ее нелицеприятных качествах игуменья свою работу выполняла зачетно! Расслабиться и почивать в прелестях никому не давала, от личных привязанностей отваживала как могла, спесь сбивала, пропесочивая на «занятиях». Ведь работа наставника именно в том, чтобы истончить, изничтожить гордыню/эго и само понятие «личность» у вверенного ей состава монахинь, инокинь и т.д. А это очень непростое дело! И делать его нужно решительно и безжалостно. Монах должен отсекать личные привязанности и предпочтения, никаких «дружбочек», да, это не «Артек». Своих помыслов в идеале не должно быть, думать свои думы в монастыре вредно, проявлять свою волю тоже. Ум дан для молитвы и для выполнения работы. Все прочее – по благословению. И чем скорее признает человек свое ничтожество перед лицом Всевышнего, осознает что «я-никто и звать никак», тем скорее пойдет дело на лад.

Автор много раз пишет, что она панически боится игуменью. Но если разобраться – то с чего? Что игуменья может сделать Марии? Телесных наказаний нет, еды не лишит. Может накричать, несправедливо обвинить? Так она гордыню ее должна разрушать, вот и разрушает, как может. Может еще послать на более трудное послушание. И что? ну тяжелее будет работа, а время на ее выполнение все равно - от рассвета до отбоя. Может «раздеть» - не одна ряса, так другая одежда. Ну, это без комментариев. Монах не может выбирать и даже желать себе более легкой доли и более легкой работы, вообще ничего другого, чем оно есть. Чем тяжелее и сложнее работа – тем лучше прогресс на духовном пути. Мария пытается мерить монастырские порядки обычными человеческими мерками, а там это не прокатывает. В общем, тут есть много о чем сказать. Еда скудная, работа тяжелая и ее много. Да, так и живут монахи, спасаясь. Именно так, например, живет о.Анатолий в фильме «Остров» - спит на куче угля, постится, молится, а одежды имеет только ту, что на нем надета. И спасся же!

Беда в том, что православие - вообще сложная штука. Там никто ничего не объясняет толком, и особенно если дали разнарядку населять монастыри дешевой рабочей силой. Косноязыкость служителей православной церкви просто удивляет. 21 век, а они разговаривают со своими прихожанами как в веке 17. Молись, смиряйся, делай так, не делай эдак ... и в нужный момент Бог тебе откроет. Но ум современного человека очень каверзный. В век, когда информацию можно достать в два клика, странно не иметь понимания по важным духовным вопросам, особенно когда собираешься сделать такой важный шаг, как жизнь в монастыре. Буддисты, в этом смысле, куда более подельчивые ребята. У них все объясняется четко и по-существу, по крайней мере так в той традиции, в которой я практиковала. Мария, кстати, отзывается о процессе медитации, как о "расслаблении и приятном времяпровождении" и ничего больше, из чего я могу сделать вывод, что и хождение в восточные практики у нее тоже был весьма поверхностным.

Но книгу я считаю очень полезной, особенно для тех, кто питает иллюзии по поводу жизни в монастыре. Потому что монастырь - это тяжелый труд, как физический, так и внутренний, психологический в том числе. И это не для многих, а для редких людей ищущих Бога, а не убегающих от мирских проблем или любопытствующих от сытой жизни. Не для тех, кто воображает, что монастырь – как филиал летнего лагеря с религиозным уклоном, где мудрый наставник и добрые сестры тебя любят и лелеют твое эго. Но и наставник может быть не мудр, и сестры так себе могут оказаться, т.к. это обычные люди, такие же, как и в миру. Всякие. Не в них дело.

А монастырь у Марии был хороший! Только не все такое вынесут. Может одна на миллион. А многие да, сломаются, сбегут, сойдут с ума или погрязнут в доносах и вранье, а то и в воровстве.