Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

10 августа 2014 г. 21:04

4K

4.5

"Друзья мои, это случалось миллионы раз в нашем мире, и это случится еще миллионы раз в грядущие дни. Это не ново - и никогда не устареет."

Как для меня, если классика начала прошлого века может быть еще актуальна в нашем современном мире - она бесценна. Книге в следующем году уже 90 лет, а проблемы эти живы и людей, подобных персонажам книги, множество. Вечный вопрос: почему одним все, другим ничего? Мир, категорично поделенный в глазах таких, как Клайд Гриффитс, на бедных и богатых, вовсю манит надеждой, называющейся "американской мечтой". Но как ее осуществить? И как бы исполнить все поскорее, потому что время не ждет, ведь сколько наслаждений требует молодость! Но самое главное, это свобода, потому что только богатые, в понимании Клайда, по настоящему свободны - в своих желаниях, в своих потребностях и в своих пристрастиях.
Но оказывается, манящая "американская мечта" в одном шаге от сокрушительной "американской трагедии".

Драйзер с удивительной многосторонностью рассмотрел сложившуюся историю. Его персонажи не разделены на положительных и отрицательных, он не ищет виноватых, никого не обличает. Трудно разобраться, кто в самом деле прав, кто виноват, но в жизни так и есть, все очень неоднозначно. Кто виноват, что подобная проблема существует, и множество молодых людей спешат в поисках богатой беспечной жизни, словно бабочки на огонек свечи, и множество запутавшись, сгорают. Можем ли мы сделать какие-то выводы из случая с Клайдом?

Дальше...

Семья. Считается, что то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно семья оказывает на него одно из наибольших влияний, с малого формирует личность. Клайд родился в глубоко религиозной семье проповедников, которую трудно назвать неблагополучной. Уж что-что, а моральные вопросы наверняка неоднократно обсуждались вместе с чтением Библии. Что же, "в семье не без урода", можно было бы сказать, если бы от Слова Божьего отвернулся бы только Клайд... Но ведь первый толчок к действиям, на самом деле дает трагедия с его старшей сестрой Эстой. Я не считаю, что миссис Гриффитс, как-то мало занималась детьми, что поэтому что-то упустила в их воспитании. Она бедная праведная женщина, тяжело работающая и еще воспитывающая четырех детей - скорее всего, как я ее поняла, все внимание сосредотачивалось на воспитании младших детей, а за старших уже беспокоишься меньше, ведь они уже почти взрослые люди. Просто у Клайда и у Эсты, в тот самый момент когда они почувствовали себя самостоятельными, случился переломный период, когда мир, состоящий также из счастливых и преуспевающих людей, начинает манить возможностями.
"За что ему взяться? Какой путь избрать? Какое изучить дело, которое бы дало ему возможность выдвинуться? Он не мог ответить. Он не знал. А эти странные люди - его родители - сами не были достаточно сведущими и ничего не могли ему посоветовать."

Очевидно, желания и взгляды Клайда пошли вразрез с родительскими, и совершенно неизвестно, была ли возможность договориться о чем-то, прийти к компромиссу. Может быть и была, но хотел ли этого Клайд? Нет, на тот момент ему было важнее выдвинуться в жизнь, а семья и ее устои даже обременяли его. Как вышло так, что получив долгожданную самостоятельность, Клайд оказался совсем безоружным перед навалившейся действительностью? Как человек, каждый день до этого молившийся за всевозможные грехи человечества, сам постепенно вовлекается в ритм такой жизни, даже не подозревая, что явно двигается не тем путем? Просто решив однажды для себя, что не хочет такой жизни, как у своей семьи, Клайд отворачиваясь от нее, отвернулся от всего воспитания, вложенного в него. Устои семьи не выдержали конкуренции с образом жизни общества.

Общество. Все-таки я склоняюсь к тому, что решающее и окончательное влияние на Клайда произвел социум. Именно общественные отношения сформировали такие его взгляды, нравственность, мировоззрение и социальное поведение. Не стоит думать, что общество показывается в этой книге, например, распущенным или погрязшим в мирских удовольствиях, поэтому и вовлекшее в свою пучину молодую душу, нет, ни в коем случае, но оно дает большой спектр возможностей. "Американская мечта" и кажется такой доступной, так как не редко достигалась обычными, иногда даже бедными людьми. Примером в этой книге, так вдохновивший Клайда на подвиги, становится его дядя, Сэмюэл Гриффитс, когда-то лично в молодости воплотивший эту самую мечту, удачно вложивший деньги в производство воротничков. И он один ли такой счастливчик? Та их сотни, почитайте газеты, время такое, полное возможностей, только берись и делай! - кричит общество. Но как, как подняться из "грязи в князи", так ли это легко, как может показаться? На ответ наводит следующая цитата:

"Оба считали необходимым существование социальной лестницы, чтобы по ее ступеням стремились подняться люди из низших классов. Касты неизбежно должны существовать. Пытаться сверх меры помогать кому-то, хотя бы даже родственнику, - значит безрассудно подрывать самые основы общества. Когда имеешь дело с личностями и классами, которые в общественном и материальном отношении стоят ниже тебя, надо обращаться с ними согласно привычными для них нормам. И лучшие нормы - те, которые заставляют ниже стоящих ясно понимать, как трудно достаются деньги(...). Поняв это, они должны приучить себя к трезвой жизни и к самой строгой экономии во всем. Это благотворно скажется на их характере. Именно так закаляются умы и души людей, которым суждено подняться по ступеням общественной лестницы. А те, кто на это не способен, должны оставаться на своем месте внизу."

Общество нельзя обвинить в пагубном влиянии на неокрепшую психику молодого человека, оно дало ему возможностей куда больше, чем мог мечтать бы любой другой простой паренек на его месте. Судьба даже подарила ему второй шанс, который также выпадает не всем, добиться своей мечты раз уже не в отеле, так на фабрике дяди, но что же снова сбило его с пути? Только собственное тщеславие, безответственность, впечатлительность, трусость и подверженность страстям. Только собственная неустойчивая к желаниям, лишенная выдержки личность.

Личность. С первых до последних событий на глазах читателя формируется характер Клайда. Мы видим различные посторонние влияния, внесшие лепту в формирование его жизненного опыта. При всех ранее перечисленных недостатках, он не лишен и достоинств - его религиозное воспитание сделало его искренним, добродушным (как бы это не убедительно не звучало, учитывая что он совершил, все-таки к окружающим он всегда относился очень дружественно), а стремление к мечте сделало его старательным, аккуратным и честолюбивым. В общем, я веду к тому, что человек он отнюдь не ужасный, просто при его возможностях, человек с сильным характером в подобной ситуации и не задержался бы.
В сложившейся ситуации я не пытаюсь сложить всю ответственность за случившееся на Клайда, нет, потому что фактически виноваты все участники "любовного треугольника".
Виновата Роберта, что не устояла перед соблазном. Очень виновата, но:

"Она любила его той любовью, что составляет высшую тайну человеческого разума и человеческого сердца и в своей силе и в своей слабости способна презреть страх стыда и даже небесной кары."

Неужели этого мало чтобы понять маленькую Роберту, так неосторожно подарившую свою жизнь? Она любила его и верила ему до конца, что он видит и ценит ту жертву, которую она принесла ему.
Виновата Сондра Финчли за "нарушение субординации". Казалось бы, просто невинная игра, которой развлекалась богатая барышня, возможно и вылилась потом в серьезные чувства, но именно она принесла такие ужасающие последствия, пусть и отразившиеся на мисс Х не в полной мере, как могло бы быть.
Но в первую очередь, конечно, виноват сам Клайд, хотя нельзя не признать, что его очень-очень жаль. Я считаю, ему не в чем винить Роберту, он также пожертвовал своей жизнью ради любви, ведь сам он решился на куда худшее, чем она. Клайд любым способом старался уйти от ответственности, вместо того, чтобы кинуть все силы, мысли и средства на решение последствий своих поступков и данных обязательств. Но он был не в том состоянии, чтобы думать рационально, близость мечты ошарашивала его:
"...он был не в себе, во власти гипноза... легкое помешательство, знаете, кризис сознания, как выражаются в Нью-Йорке".

Вот он, безнадежный заложник своих страстей, вот она, победа материальных ценностей над духовными.
Напоследок скажу, что давно искала художественную книгу, описывающую психологическое состояние человека (не больного), склоняющегося к убийству, так вот эта книга полностью удовлетворила запрос и даже превзошла ожидания.
"Помни, дитя мое: какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою погубит?"

Прочитано в рамках игры «Долгая прогулка». Команда «F1» - Zumbazavrik , girl_on_fire и jeff , спасибо!

Комментарии


Обожаю Драйзера! Обожаю его практически все произведения!! Собираюсь по второму разу перечитать Американскую трагедию и всю Трилогию желания!:-)


Очень понимаю ) Давно в планах прочитать как раз Трилогию желаний, теперь уверена, что впечатления будут отличные.


У меня были похожие ощущения, когда я читала эту книгу.
Клайд - антигерой, но я не могла его полностью осуждать, даже понимала.

Вы своей рецензией пробудили во мне желание перечитать роман)


Большое спасибо )
С Клайдом действительно так получается, считаешь виноватым, но очень понимаешь. И поэтому так хотелось (относительно) лучшей участи для него, правда?


Еще страшнее то, что существует реальный Клайд.
Я читала статьи о реальном убийстве, что стало предпосылками к роману Драйзера.
Возможно, сам образ Клайда несет в себе более художественный оттенком, чем реальный, но мне действительно жаль, что мир вынуждает идти на такое людей.

А главное то, что я видела в Клайде себя) Впервые ассоциировала себя с мужским персонажем)
Как-то разговаривала с подругой которая тоже прочитала роман и наши мнения были совершенно противоположны. Она презирала его и не понимала, а еще больше не понимала моего понимания к нему :)))


Пыталась одолеть в школьные годы, но буквально с первых страниц встало костью в горле и дальше не пошло. А тут недавно посмотрела экранизацию 1931 года. Не сказать, что она меня сильно впечатлила или шибко понравилась, но история заиграла новыми красками. Захотелось перечитать. А тут и ваша рецензия подоспела. Теперь точно предприму ещё одну попытку, а вдруг покорится?)))


А вот мне как раз недавно тоже экранизацию этого романа посоветовали, только 1981 года. Я еще думала, если будет время, не сравнить ли, пока свежи впечатления о книге, обе экранизации... ведь 1931 года экранизацию еще сам Драйзер смотрел ;) Хотя, кажется, был не очень доволен.


А я вот собираюсь как раз сегодня посмотреть экранизацию 191 года с Элизабет Тейлор Место под солнцем", правда говорят там не совсем по книге, но по ее мотивам)


О, а об этом не слышала )
Это также по "Американской трагедии"? Интересно, чей персонаж исполняет Элизабет Тейлор... такая ослепительно красивая женщина.


Да, она исполняет роль Сондры, насколько я понимаю)
Самой интересно посмотреть)
Но думаю фильм хорош, потому что когда смотрела документальный фильм про Тейлор, говорили, что у нее получилась замечательная химия с Монтромери Клифтом (который Клайда) и это один из первый фильмов, который прославил ее уже как женщину, а не ребенка.


На вопрос "Почему одним всё, а другим ничего?" дает ответ другая, не менее популярная американская книга "Атлант расправил плечи" )))


Да, мне кажется, поэтому их часто и сравнивают, за вот эту близость тем. )